Найти в Дзене
Вадим Марушин

ПАМИРО - АЛАЙСКИЕ ВСТРЕЧИ Если пахнет морена - жди землетрясения.

ПАМИРО - АЛАЙСКИЕ ВСТРЕЧИ

Если пахнет морена – жди землетрясения.

Идем по леднику, засыпанному толстым слоем снега и располосованному глубокими трещинами. Идём в связках, страхуя друг друга. Прощупываем ледорубом место для каждого своего очередного шага. Высота за четыре тысячи метров, но мы уже акклиматизировались к ней, хотя воздуха для глубокого вздоха явно всем не хватает. Вышли рано, когда солнце дало о себе знать, лишь высветив снежно-ледяные вершины западной части передовых горных цепей Кичик-Алая.

ХРЕБЕТ КИЧИК-АЛАЙ
ХРЕБЕТ КИЧИК-АЛАЙ

Позади осталась красавица река Ак-Буура, с перекинутыми невесть как чабанами узкими скотогонными мостами. Впереди нас ждал хаос огромных моренных гряд - осыпей обрывающихся в бездну каньона реки Исфайрамсай.

ЯК
ЯК

Вдруг за спиной слышим чьё-то громкое дыхание напоминающее хрюканье свиньи, а затем, почти рядом с нами видим пару яков. Они не останавливаясь, разгребая снег ногами «прогарцевали» мимо нашей группы. Вот это силища! Копыта их были похожи на копыта лошадей, хотя сами они – копии коров с мощными рогами и коровьей мордой. Проваливаясь в снег чуть ли не по пояс они не испытывали холода так как их живот был покрыт длинной шерстью полностью закрывающее его. Яки, не обращая на нас ни какого внимания, буквально пронеслись мимо, оставив после себя в снегу удобную для нас тропу. Через много лет я вновь встретился с этими животными на Северном Тянь-Шане. Встреча с ними произошла на леднике за перевалом Чилико-Кеминиской перемычки. Это были не яки - одиночки, а как потом нам сказали чабаны, вам повезло т.к. мы встретили самое большое стадо яков живущее у них на Тянь-Шане. Действительно яков было много. Наверное, их было более пятидесяти. Среди них были и небольшие телята, и взрослые особи.
Время подходило к обеду когда перед нами тропа исчезла, уткнувшись в крутую мореную осыпь. Ширина её была немногим более 100 метров. Начало её уходило вверх к остроконечному гребню с хорошо видимыми «жандармами» - скалами останцами. Именно они и создавали эту осыпь представленную разновеликими скальными глыбами. В чистейшем воздухе чувствовался запах серы: будто кто-то недавно жег спички. Это было предупреждением гор и признаком того, что осыпь живая и могла в любой момент прийти в движение. Нам надо было визуально выбрать направление преодоления этой осыпи.

ПИК  СКОБЕЛЕВА
ПИК СКОБЕЛЕВА

Пока Леша Лушников и Генрих Богатов делились мнениями о вариантах её прохождения, я вынул из заднего кармана рюкзака фото пленки с отснятым материалом. Зарядил фотоаппарат новой пленкой и положил всё в обеденную миску, в которой всё это и хранилось ранее. Прозвучала команда Лушникова – за мной! И все мы пошли за ним, ступая по тем же каменюкам, что и он. Последним шел я. Морену прошли довольно быстро – минут за 15 и остановились на обед. Если спросить – почему в горах мясо готовят в виде шашлыков, а не варят? Многие пожмут плечами. А в общем то всё просто: из-за нехватки кислорода в горах мясо не сварится, если его не готовить в скороварке под давлением. А на открытом огне – пожалуйста! Поэтому многие народности живущие в горах берут с собой уже готовое сваренное или жареное мясо, в основном баранину. Чтобы это мясо не портилось в пути, его помещают в выделанный бараний желудок, заливая всё бараньем жиром. Мудро и надёжно. Обед был готов. Стали разливать суп по мискам. Я туда, сюда, а миски нет: оставил я её вместе с отснятым материалом на той стороне морены. Я молча встал и направился к месту где я всё это оставил. Главным были фото пленки, которые подтверждали прохождение нашего маршрута. Уговоры друзей на меня не действовали. Я вновь пошёл через эту живую осыпь. Пришёл – точно, лежит моя миска с пленками там, где я их оставил. Я человек верующий. Попросил Всевышнего вновь пройти мне этот коварный путь без помех. Сел на камень и будто кто-то меня удержал на месте. И вдруг толчок. Морена сдвинулась с места. И громадные камни, лежавшие на краю пропасти, полетели с километровой высоты вниз в реку Исфайрамсай. Что делать? Идти или ждать нового толчка землетрясения? Воздух наполнился запахом жженой серы. На той стороне морены показались мои друзья. Я помахал им руками, давая понять, что всё нормально. И, как мог быстрее, перепрыгивая с камня на камень, преодолел эту живую осыпь.

Продолжение следует. Понравилось? - кликните