Кто-то назовет это коррупцией, а кто-то российской ментальностью. Слово «юрист» звучит довольно обыденно, ведь «сколько же этих юристов»! Но многие забывают, что и Президент России юрист, и главы ФСБ, Следственного комитета, да и все сотрудники этих органов тоже юристы. Что это означает? Это означает, что все они оканчивали юридический факультет.
У нас в России, конечно, нет таких сообществ по типу «Череп и кости» Йельского Университета в США, но своя корпоративность присутствует.
Считайте, что карьера начинающего юриста стартует прямо со студенческой скамьи. Рядом с ним будут учиться будущие прокуроры, следователи, судьи, в общем, различного рода деятели нашей правовой системы.
Среди обычных студентов выделяются те, кто продолжает славное дело своих предков и планирует стать судьей, прокурором или адвокатом в третьем поколении.
У каждого юриста есть в окружении такие вот «продолжатели» семейной традиции. Сказать, что само по себе это плохо, тоже нельзя, ведь преемственность поколений создаёт определённую генетическую предрасположенность (теоретически) и, конечно, специфику воспитания. Однако, когда такой подход оказывает непосредственное влияние на выбор кадров, это уже хорошей тенденцией не назовёшь.
Можно выделить целые кланы по направлениям деятельности: судейские, полицейские, прокурорские, нотариальные. Для члена такой славной семьи дорога значительно упрощается. И ведь даже отечественный кинематограф отобразил это явление в фильме «Текст». Большинство, конечно, обратило внимание на «прелести» Кристины Асмус, тогда как главная проблема – это «семейственность» в правоохранительной среде, ведь именно она и привела к полному ощущению безнаказанности киношного антигероя, да и отец его хотел, чтобы женился он на дочке другого генерала, чтобы не портить чистоту полицейского клана.
Получается, что между честным, талантливым специалистом с одной стороны и юристом средней руки из определённого клана с другой стороны – выбор всегда будет в пользу второго.
Вообще, конечно, это проблема не только юриспруденции, ведь связи и блат ещё в Советском Союзе многое решали, но когда семейственным подходом обуславливается подбор кадров в правовой среде, это намного хуже, чем протекция, скажем, в театре. Ведь от того, как функционирует правовая система, зависит благополучие всего общества.
Есть ли какой-то выход из это ситуации?
В ближайшее время точно нет. С каждым годом работы наше общество мне всё больше напоминает Древний Рим, где есть патриции, всадники, плебеи и рабы. Что ж, недаром формула "Россия – Третий Рим и четвёртому не бывать" работает, вот только складывается ощущение движения в сторону формулы, которая звучит так: "Россия – третий мир…".
Общаясь с очень обеспеченными и даже, можно сказать, богатыми людьми, нет ощущения, что они излучают счастье. Всё больше переживаний за то, как сохранить и приумножить свой капитал, постоянные проблемы, конфликты, беспокойство за своих детей – баловней и шалопаев. Если самые успешные и знаменитые оказываются не вполне счастливы, тогда зачем мы существуем в таком режиме?
Может, всё то, что сейчас творится в действительности, – это полная ерунда и мы идём совсем не туда,, куда надо идти? Вопрос, конечно, для спора, но аргумент, что счастливых людей в России практически нет, опровергнуть будет очень трудно, а это о чём-то да говорит.