Я часто пишу про наше семейное давнее отношение к оценкам. Например здесь:
Но тут надо четко понимать один нюанс, если ребенок всегда находился в других установках и оценки были важны, если родители всегда делали с ребенком домашку, то взять в одночасье все бросить и ждать результата, по принципу вот же у других так, конечно этого результата не будет. Нет, он будет (в новых условиях), совсем отрицательный. Ничего с неба не валится. И как всегда я говорю - на все есть свои причины, просто мы можем их не знать.
Если есть желание что-то менять, то надо это делать очень-очень постепенно. Допустим с той же домашкой. Если вы всегда делали ее вместе, так и делайте вместе, но "прикиньтесь валенком" в каком-то месте, где понимаете, что это ребенку под силу понять-сделать самому.
Я вот тут писала про то, как хитро работает мозг:
Вы же можете что-то не знать, Вы не обязаны знать ВСЕ, даже если до этого все знали, когда-то это заканчивается . И пусть ОН вам объясняет маленький небольшой момент. Но именно небольшой, а не всю тему! Это самый эффективный метод для понимания и запоминания - что-то объяснять другому.
Вот здесь я писала об этом:
Когда у дочки на собрании только один родитель спросил меня:
- А как тогда контролировать детей, если не смотреть на оценки?
- Контролировать знания.
Если вашему ребенку нужен контроль, потому что Вы его приучили к контролю, то надо контролировать знания. Да, это сложнее.
И опять же, если Вы всегда требовали оценки, то не надо бросаться в крайность, типа с сегодняшнего дня мы "забили" на оценки. Нет. Раз это было важно всегда и ребенок к этому привык, значит пусть пока будет важно, но не на столько. Допустим получил 2,3, спокойно спросить почему, а не кидаться с криками банзай "мать вашу, учительница, ты и все на свете и т.д.". Прекрасный повод обсудить разобраться вместе, где-то что-то перевести на хи-хи. Юмор великое дело, а в русском языке много слов, имеющих совсем разное значение при одинаковом произношении, ну или похожие слова, которые можно чуть-чуть поправить, или поменять ударение, чтобы разбавить напряженную ситуацию. Конечно в этом надо "напрактиковаться" (тут главное начать). И желательно не винить во всем учителя (бывают крайние случаи - я не спорю, мы, даже с младшим, в прошлом году с таким столкнулись, сейчас все бывает, но я все таки про ситуацию, где не все так глобально плохо и учитель по современным меркам просто нормальный). Ваша задача не искать крайнего, а разобраться с темой вместе. И постепенно приучать ребенка к мысли, что в его домашке крайний обычно он и результат в виде знаний нужен только ему. Ему свою жизнь жить. Можно начать с предметов попроще, ни таких значимых. Заодно подыскивать доп.интерес к этому предмету в виде фильмов, мультиков, статей, книг и т.п.
Но что странно у нас. При таком отношении к оценкам взрослых, нашим детям оценки важны. Не до истерики и во чтобы-то не стало, нет. Но допустим, если все было правильно, а учитель исправил на неправильно, то дочка подходила и выясняла, и исправлялась оценка и т.п.. Сын может подойти к учителю, договориться о дополнительном задании, или еще что-то. Я не лезу, это дело детей.
Вывод к которому я пришла: бессмысленно искать образование то, в котором учились мы, или кто-то застал его край. Сейчас мы живем в другой стране: она называется по другому, у нее другой строй, по сути все морально-нравственные установки поменялись. Откуда тут взяться советскому образованию? Потому что мы хотим этого? Ну мы можем хотеть, чтобы на яблоне выросли тыквы. И что? Хотеть-то никто не запрещает. Но надо реально смотреть на реалии. И все время думать о будущем. Опять же моя фраза для детей: "Победит тот, кто думает наперед.".
Если вы все время делаете домашки с ребенком, то откуда у ребенка возьмется навык: делать их самостоятельно, заставлять себя, контролировать себя и т.д. Откуда возьмется навык и желание получать новые знания? А им учиться всю жизнь теперь. Мир поменялся и другим не будет, технологии меняются моментально.
Если вы все время требуете оценок, то они будут. У дочки в классе, весь класс подсел на гдз и выдавал родителям оценки. Сейчас можно скачать, списать, купить в конце-концов. Спектр огромный для желающих увидеть оценки. А дальше что? Заваленные ЕГЭ например - и это так было у дочки в классе, причем с репетиторами (у них просто не было навыка учиться). Ну понятно, есть вариант репетиторов, курсов и т.д., но без навыков и они не всегда помогают. Вам это надо? А вашим детям?
Не совсем веселая получилась статья. Просто, недавно присутствовала при разговоре, что папа услышал где-то, что оценки это не важно и отпустил ситуацию. 2,3 , знаний ноль, год такой "учебы", "Теперь только репетиторы", - сказал папа.
Я всегда против крайностей и за золотую середину.
Всем Добра!
Приводите близких, друзей, знакомых. Давайте менять мир к Свету.
#заметки_на_полях