Найти тему

С чем связан интерес к условному реализму Гектора Мало

Книги признанного классика детской и юношеской литературы Гектора Мало стали достоянием европейской прозы XIX века. В своих трудах французский писатель-романист не только достоверно описывал сцены тяжелой жизни деклассированного люмпенпролетариата, но и отражал собственные идеалы и либералистические взгляды.

Произведения Мало, наряду с творениями Бальзака и Гюго, считаются классикой французской литературы XIX века. Гектор Мало ‒ крупный реалистический талант, примыкающий к школе Оноре де Бальзака. Реализм писателя специалисты оценивают, как условный, поскольку в нем присутствует некоторая доля сентиментализма и идеализации. Такой литературный стиль вообще был характерен для прозы того времени, адресованной детям. Не было у Мало ни царственности Бальзака, ни искромётности Мопассана, ни буйства фантазии Дюма. Он был прост и последователен в своем творчестве. Мягко, кротко и ненавязчиво учил добру. Так, как можно учить только ребенка, пока юная душа восприимчива к чистому истоку.

Биографические сведения

Полное имя писателя-романиста ‒ Hector Henri Malot. Эктор Анри Мало родился в провинциальном местечке Ла-Буй на Нижней Сене (Франция) в 1830 году. Начальное образование получил в Руане, профессиональное ‒ в Париже. Его отец был нотариусом и мечтал, чтобы сын-юрист продолжил семейное дело. Но Гектор работать на этом поприще отказался, полностью посвятив себя литературному творчеству. Прожив долгую и наполненную трудом жизнь, писатель скончался в возрасте 77 лет.

-2

В судьбе литератора не было ни крутых поворотов, ни личных драм. Будучи человеком респектабельным и добропорядочным, Мало вёл размеренный и спокойный образ жизни. Но это не дало повода мемуаристам считать его биографию неинтересной: «Даже в самом скучном и банальном существовании порой таятся простые и вечные истины». Вот некоторые тому свидетельства:

· Полученное Гектором юридическое образование предполагало, что у него будет сформирована академичная, канцелярская манера изъясняться. Вопреки этому, Мало удалось создать свершено иной стиль изложения мысли. Его книги написаны живым, образным, доступным языком.

· С молодости Гектора отличало доброе отношение к людям, искренняя заинтересованность в их судьбе. Будучи близким другом писателя и памфлетиста Жюля Валлеса, с которым его их объединяли политические взгляды, Мало помогал ему деньгами и поддерживал морально. Особенно это касалось периода лондонской ссылки революционера. Благодаря содействию Мало смогла увидеть свет рукопись Валлеса «Дитя» (L’enfant). За свой открытый и прямой характер Гектор получил среди друзей и собратьев по перу прозвище «Честный Мало».

· Посредством своих произведений писатель пытался указать на изъяны общества и провести в жизнь свои либералистические взгляды. Эмиль Золя часто критиковал Мало за то, что в его романах очень сильно выделяется авторская позиция, превращая их из повествования в изложение своих идеалов.

Литературное наследие

Гектор Мало совмещал труд писателя-прозаика и деятельность журналиста. Публиковал заметки, очерки, статьи в популярных журналах той поры «Век» (Le Siècle) и «Время» (Le Temps). С большим успехом вёл в Opinion nationale рубрику «литературный фельетон». Начало популярности Гектора Мало, как романиста, положила трилогия, написанная в период с 1859 по 1866 годы. Книги «Любовники», «Супруги» и «Дети» были объединены под названием «Жертвы любви». В дальнейшем, работая с крупными литературными формами, писатель стал автором порядка 60 произведений. В своей книге La Vie moderneen Angleterre Мало пропагандировал пользу физического труда и основанную на нём английскую систему воспитания. Justice ‒ один из его самых известных мелодраматических романов.

Плодотворным для Мало стало время работы в качестве литературного сотрудника «Журнала воспитания и развлечения». В редакционную коллегию, возглавляемую Пьером Этцелем и Жюлем Верном, входили известные писатели, талантливые художники-иллюстраторы, видные ученые и педагоги. Они стремились к тому, чтобы «учить и воспитывать, развлекая», и требовали от авторов публикаций максимально придерживаться данного канона. Мало проникся этой идеей и решил написать книгу для детей. Она вышла в печать 1869 году и называлась «Приключения Ромена Кальбри». Издание украшали гравюры известного французского художника Эмиля Байяра.

Это рассказ о судьбе сорванца из рыбацкой семьи, который после гибели отца остался под опекой дяди-ростовщика. Убежав от него, Ромен странствует по Франции. Переживая удивительные события, мальчик закаляет свой характер на пути к заветной мечте – стать настоящим моряком. Приключенческая повесть пришлась по душе читателям. Вдохновленный успехом, Мало решил продолжить создавать литературу для детей. Через несколько лет он публикует книгу «Без семьи», совершено не подозревая, что этот труд сделает его знаменитым на весь мир.

На суд читателя была представлена история мальчика-подкидыша Реми, который скитаясь по чужим людям, не прекращает искать своих родителей. Он стойко переносит все невзгоды, никогда не отчаивается и в итоге находит свою настоящую семью, обретает родной дом. Третья книга «В семье» (1893) рассказывает о доброй и отважной девочке-сироте Перрине, которая отправляется в далекое и опасное путешествие. Её цель ‒ во что бы то ни стало отыскать своих родственников.

-3

Всё, что написано Мало в жанре детской повести – правдивый, эмоциональный и трогательный рассказ о жизни и испытаниях, выпавших на долю одинокого ребенка, о тяж`лом положении простых людей во Франции XIX века. Несмотря на грустные страницы и драматические ситуации, повествование оживлено вес`лыми и забавными эпизодами из жизни ребят, сдобрено юмором, украшено картинками народного быта. Эпиграфом к произведениям Гектора Мало вполне могут стать строки, написанные им о своих персонажах: «Судьба не отворачивается надолго от тех, кто имеет мужество с ней бороться».

Одна из ста лучших книг всех времён

Ни одно из произведений Гектора Мало не принесло ему такой известности, как повесть «Без семьи». Приключениями зачитывались не только дети, но и взрослые. Литературный труд был удостоен премии Французской академии. Примечательно то, что автору пришлось писать работудважды. В книгу, вышедшую в свет в 1878 году, вошёл восстановленный вариант оригинальной рукописи. Страницы первоначально написанного текста были утрачены во время осады Парижа в период франко-прусской войны. Мало потратил немало усилий, чтобы по памяти воссоздать ранее написанное. И оно того стоило! Повесть, вышедшая из-под пера Гектора Мало, почти полтора столетия входит в топ-список ста образцов мировой литературы для детей и юношества.

«Без семьи» была самой читаемой среди детей того времени. Еще при жизни автора книга была переведена с французского на многие европейские языки. В России до 1917 года было сделано по меньшей мере 7 сокращённых переводов на русский язык. В наши дни интерес читателей к судьбе французского мальчика-простолюдина по-прежнему не утихает. «Без семьи» продолжает переиздаваться: серия «Книга на все времена» (издательство «ЭНАС-книга»), рубрика «Книги для думающих детей» на электронном ресурсе e-reading.

Художественное своеобразие повести

В трудах французского романиста, написанных о детях и для детей, многое по праву привлекает внимание: и занимательный сюжет, и необычность судьбы героев, и разнообразный общественный фон, и живая, доходчивая речь автора. В повествование органично вплетаются сведения географического характера, ярко прорисованы детали народного быта Франции конца XIX века. Что касается литературных особенностей, то автор повести «Без семьи» использует несколько писательских приемов:

1. В произведении представлены разные жанры художественной прозы, соотношение которых в тексте диктуется сюжетом. В первой части присутствуют черты типичной повести воспитания; начало второй части ‒ это классическая повесть-путешествие; во второй половине второй части усматриваются признаки, характерные для приключенческой литературы.

2. Сюжетная линия увлекательна и мастерски разработана. Усиление напряженности сюжета, а также повышение интереса читателя достигается техникой тайн. Приключения юного героя сопровождаются неясностями и загадками. Его подлинное имя, а также положение персонажей вскрываются лишь в самом конце книги.

3. В тексте нет сентенций и назиданий «от автора». Он ничему не учит, а просто приглашает в путешествие по Франции, которую читатель видит глазами странствующего ребенка. При этом присутствует незримый образ дороги. Она словно разделена на этапы жизненного пути мальчика: учение, взросление, выживание и, наконец, обретение семьи и родного дома.

4. На протяжении всего повествования автор неизменно сопровождает героев, оценивает своих персонажей, сопереживает им. Это характерный для Мало очень личный стиль изложения.​

Повесть написана блестящим, простым и доступным языком. Во французских школах дети по ней изучают родную речь. У нас в стране книга стала популярным пособием по французскому языку для различных учебных заведений; входит в учебные программы по французской литературе; включена во все рекомендательные каталоги книг для детей и юношества.

Визуализация образов литературных персонажей

Сложно представить более кинематографичную историю, чем детская приключенческая повесть. Литературно-художественный рассказ о странствиях мальчика-подкидыша Реми не раз был экранизирован.

-4

Во Франции фильмы снимались в довоенный период (1913, 1925, 1934), а затем в 1958 году. Вслед за экранизацией 1981 года, совместно с киностудиями Чехии и Германии, французы создали одноименную киноповесть (год выпуска 2000). Одну из главных ролей (бродячего актера и музыканта Виталиса, который стал мальчику другом и наставником) сыграл популярный актёр Пьер Ришар. В Японии вышла полнометражная мультипликационная версия (1970), которая была дублирована на киностудии «Союзмультфильм». Позже были сняты японские анимэ с несколько иными названиями: «Бездомный мальчик Реми « (1977), «Бездомная девочка Реми» (1996 год, студия Nippon Animation). Работа французского режиссера Антуана Блоссера (2019) ‒ одна из недавних экранизаций повести.

Яркая и светлая киноистория была представлена в 1984 году советскими кинематографистами студии «Ленфильм» (режиссер ‒ Владимир Бортко). В главных детских ролях снимались Саша Васильев и Ян Хвилер. На стихи Юлия Кима композитором Владимиром Дашкевичем к фильму были написаны замечательные песни. Ребятишки после выхода из кинотеатра увлечённо распевали: «Вот увидишь, нам с тобой непременно повезёт! Потому что не везло слишком долго».

Рассказ о том, как мальчик Реми шёл своей нелёгкой дорогой, с любовью и теплом встречая каждого, кто оказывался рядом, признан экспертами одним из лучших образцов воспитательной литературы конца XIX века. Многие современные родители и школьные учителя разделяют мнение, высказанное одной из читательниц: чтобы воспитать юную душу, научить доброте и сопереживанию, достаточно из французских авторов дать прочитать ребенку всего две книги ‒ «Отверженные» Виктора Гюго и «Без семьи» Гектора Мало. Милосердие священника, простившего Жану Вальжану украденные подсвечники, и душевность простых людей, окружавших мальчика Реми, сберегли им душу, не дали ей погибнуть и ожесточиться. Эти две книги стоят многих томов, многих моралей и назиданий.