Найти тему
66.RU

Пиноккио умирает и воскресает в фашистской Италии. Павел Матяж — о новом фильме Гильермо дель Торо

Продвинутым читателям детской литературы известно, что сказка итальянского писателя XIX века Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» — чтиво довольно специфическое. Рассчитана она уж точно не на самых маленьких. Пиноккио там голодает и ворует, его бьют, пытаются сожрать и сжечь, содрать с него шкуру, зарезать, повесить, пустить на дрова, он попадает в тюрьму, его сажают на цепь, превращают в осла, продают в рабство и мучают непосильной работой. За 140 лет десятки, а может, и сотни локализаторов и адаптаторов множество раз редактировали текст, чтобы превратить этот садомазохический триллер в детскую сказку. Однако знаменитый мастер ужаса Гильермо дель Торо в авторской экранизации перечеркнул все их усилия и смог сделать сюжет еще мрачнее, чем в оригинале.

Он начинает со смерти ребенка. Плотник Джепетто и его десятилетний сын Карло живут душа в душу в маленькой итальянской деревушке во времена Первой мировой войны. Карло — очень хороший мальчик, лучше всех учится в школе и во всем слушается папу. А папа уже много лет вырезает для местной церкви огромное распятие. За этим благочестивым занятием его и настигает небесная кара – на церковь падает бомба. Она не повреждает деревянного Иисуса, но убивает бедного Карло.

Джепетто хоронит ребенка на высоком холме, садит у изголовья его могилы сосновую шишку и принимается заливать горе вином. Спустя много лет из шишки вырастает дерево, такое большое, что в его дупле поселяется сверчок-романист Себастьян Джей Крикет, неизменный рассказчик этой истории.

-2

Сверчок обживается внутри сосны и намеревается писать мемуары. Но безутешный отец не дает этим планам осуществиться. За годы пьяного угара его страдания лишь усугубились, и однажды, допившись до чертиков на могиле сына, плотник срубает дерево, тащит домой и вырезает из него деревянную куклу. Но чертики не отстают. Они следуют за обезумевшим пролетарием домой и приводят с собой Лесную фею. По сложившейся традиции фея сочувствует горю старого алкоголика, оживляет куклу и называет ее Пиноккио, а также приказывает сверчку Себастьяну служить для деревянного мальчика голосом разума. Недвижимость незадачливого романиста чудесным образом не пострадала – дупло сосны с квартирой сверчка внутри теперь находится на груди Пиноккио, буквально в области сердца.

-3

Утром Джепетто ничего не помнит и с криком «Что ты такое?» бросается с топором на древовидного мутанта, который носится по его жилищу. После непродолжительной борьбы старик запирает чудовище в чулане, а сам убегает в церковь, чтобы ее святые стены защитили его от демона. Пиноккио выбирается из чулана и бежит следом. Прихожане хотят сжечь дьявольское отродье, но на его сторону неожиданно встает чиновник из местной фашистской администрации (за годы пока Джепетто был в запое к власти в стране пришел Муссолини). Влиятельный бюрократ видит в Пиноккио большой потенциал и решает, что бессмертная деревянная кукла станет отличным орудием пропаганды для будущих солдат итальянской армии.

-4

Это далеко не все ужасы, которые придется перенести Пиноккио за 117 минут мультфильма. Тут не будет канонических мошенников Кота и Лисы, Поля Чудес, Страны Дураков, Острова Удовольствий. Ни Стромболи, ни Манджафоко, ни Карабаса-Барабаса. Вместо них – граф Вольпе, честолюбивый обнищавший аристократ, ставший кукловодом и шпрехшталмейстером, его злая обезьяна Спацатурро и детский военный лагерь для маленьких фашистов.

-5

Кроме того, за каждым новым поворотом сюжета бедного Пиноккио ожидает смерть. По ходу действия он умирает множество раз, его сбивает грузовик, в него стреляют, его съедают и взрывают. Мертвые кролики относят гроб с телом Пиноккио на тот свет и отправляют к богине Смерти. Костлявая объясняет малышу, что поскольку он не настоящий мальчик, он не может и умереть по-настоящему, но, чтобы соблюсти формальную процедуру, каждый раз после своей гибели он будет на некоторое время встречаться с ней и возвращаться в мир живых.

-6

Пиноккио воскресает снова и снова. Искупает ли он при этом все человеческие грехи, непонятно, но так или иначе грешники раз за разом возвращают его в загробный мир. Бедный ребенок мечется между жизнью и смертью, пока однажды судьба и дельторовские сценаристы не ставят перед мальчиком очень непростой экзистенциальный выбор. Звучит довольно неожиданно, но только не для человека, который начинал свой путь к успеху с истории о лабиринте Фавна, расположенном на территории франкистской Испании.

-7

Чтобы немного подсластить деткам пилюлю (на российском «Кинопоиске» фильму зачем-то присвоена категория 6+), Гильермо дель Торо сделал свой мультфильм музыкальным. Смерть и фашисты, кролики-зомби и злые обезьяны, Пиноккио, Джепетто, Муссолини и сверчок Себастьян еще и поют. Французский кинокомпозитор Александр Деспла (лауреат двух премий «Оскар» за фильмы «Отель «Гранд Будапешт» и «Форма воды») написал им всем оригинальные песни. А озвучивают их (российские пираты по понятным причинам не стали перепевать песни на русском) голливудские звезды Юэн Макгрегор, Рон Перлман, Джон Туртурро, Финн Вулфхард, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон и Кристоф Вальц.

-8

Впрочем, это удовольствие на любителя. А вот кукольная покадровая анимация, над которой Гильермо и его команда работали много лет, потрясает абсолютно любое воображение и на широком и не очень экране. «Пиноккио Гильермо Дель Торо» — вероятно, высшая точка развития stop-motion анимации. Параллельно на Netflix вышел получасовой документальный фильм о фильме, где очень детально описан титанический объем работы, который пришлось проделать художникам-мультипликаторам. И выглядит это в итоге очень и очень круто.

-9

На фоне недавней академической экранизации от Земекиса анимационный фильм Дель Торо выглядит крайне любопытно и с технической, и с идеологической точки зрения. Символизирующие абсолютное зло фашисты, к всеобщему сожалению, не умерли в далеком 1945-м. Пока российские военные ищут их на Украине, а украинцы, в свою очередь, в России, Гильермо дель Торо нашел их в коллодиевском «Пиноккио». Для того чтобы озвучить свою антифашистскую позицию. И продемонстрировать детям (хотя, скорее, взрослым, конечно), как деревянная кукла отказывается плясать под дудку фашистских кукловодов, противостоит военной пропаганде и готова бросить вызов Муссолини и всем его последователям.

Удачного просмотра.