Античная комедия, как и трагедия, зародилась на дионисиях. Только вот появилась она в другой обстановке. И если трагедия выросла из серьезных ритуальных богослужений, то комедия – из увеселительной части праздника, следующей сразу после ритуальной. После того, как греки отдали дань богам, начинались шествия с разгульными песнями и танцами. Люди примеряли фантасмагорические костюмы. Часто эти шествия сопровождались драками и скабрезными остротами. Считалось, что Дионис, бог вина, одобряет подобное поведение. Именно эти увеселения и породили главные элементы комедии: дорические бытовые сценки и обличительную хоровую песнь.
У молодёжи греческого региона Аттика была своя любопытная традиция. Они образовывали на празднике два хора, которые вступали в песенное соревнование между собой. Все песни были чистой импровизацией. Сначала эти состязания носили любительский характер, но затем в них стали принимать участие профессиональные актеры. Они привнесли в эти соревнования много новых приемов. Специально для этого мероприятия поэты перерабатывали сюжеты мифов, превращая их, по сути, в сатирическую пародию на изначальные сказания.
Кто же стал первым греческим комедиографом?
Это поэт и философ Эпихарм. Он – типичный представитель дорической комедии, возникшей из мимических бытовых сценок с праздника Диониса. Именно Эпихарм первым решился на невиданную дерзость: в его комедиях боги превращаются в шутов. Это действительно смелый шаг. Особенно, если учитывать, какую роль боги играли в сознании религиозных греков… Почему такой шаг вообще стал возможен и Эпихарма за это никто не покарал? Просто его комедии совпали с началом демократического движения в Греции. В эти времена многие начали высмеивать сложившиеся религиозные устои.
Тогда же начали складываться традиции аттической комедии. Она соединила в себе мим-сценки и обличительные песни хора. Чуть позже подобная контаминация достигнет своего пика, и в таких комедиях авторы будут без боязни высмеивать даже правителей. Так на заре эпох и возникнет политическая сатира.
Комедии, которые ставились в те времена, вообще часто высмеивали злободневные политические ситуации в стране. И тогда же возникла первая цензура в лице архонтов, запрещающих чересчур смелые произведения, в которых государственные деятели изображались уж слишком карикатурно и непочтительно.
Среди главных комедиографов Греции выделяют трех авторов: Кратина, Евполида и Аристофана.
Но самый популярный из них, конечно же, Аристофан. Он ненавидел политику демократов, правивших страной во времена Пелопонесской войны. С ними он вел упорную борьбу в своих комедиях. Аристофан выражал интересы землевладельческой аристократии, которая выступала против войны. И это неудивительно – ведь именно этому сословию война навредила больше всех. В своем творчестве Аристофан никого не щадил. В карикатурном виде он изображал и Сократа, и Еврипида – сторонников демократических взглядов. Последнего он вообще пародировал очень часто и зло. Не гнушался Аристофан насмешек и над представителями власти – Клеоном и Периклом. Клеона он жестко высмеял в комедии «Вавилоняне». Более того, Аристофан сам взялся играть его роль при постановке – а все потому, что никто из актеров просто не рискнул отважиться на такое. Уж слишком боялись гнева правителя…
У Аристофана в комедии был конкурент – Фриних. Увы, он был не столь удачлив, как его знаменитый соперник. Его наследие практически не дошло до наших времен…
Как обычно комедии ставились на сцене?
Никаких особых приспособлений такая постановка не требовала. Актеров было не больше трех, но каждый из них исполнял гораздо больше ролей, чем принято в трагедии. Самое важное место в комедиях занимал хор. Корифей хора говорил со зрителями от лица авторы пьеса, излагая его мысли и идеологию. Такая речь называлась «парабаза». Сразу после выступления хора начиналось изобличение – центральная часть любой комедии. Оно сопровождалась буффонадой, пантомимой и танцами, которые зачастую носили в себе элементы эротики. Они колоссально отличались от триумфальных танцев, присущих трагедиям.
Абсолютно другими были и костюмы певцов комического хора. Они изображали природные образы – птиц, лягушек, облака и.т.д. Эти костюмы выглядели весьма фантасмагорично. Маски, например, специально делались такими, чтобы подчеркнуть уродство и порок изобличаемого персонажа. Выпученные глаза и огромный рот были в порядке дел. Естественно, такие образы являлись аллегорией на происходящее в комедии.
В комедийных постановках актеры отказались от котурнов, которые были так востребованы в трагедиях. Оно и понятно – ведь таких низменных персонажей не к чему возвеличивать.
В начале IV века до н.э. наступил период среднеаттической комедии. Она практически исключила из себя всю политическую сатиру, став карикатурно-бытовой. Это полностью отвечало вкусам богатой прослойки населения, которая задала новые «тренды» жанру. Они запретили показывать на сцене образы политических деятелей и вообще все, что касалось политики.
Одним из самых ярких представителей «новой комедии» стал Менандр. Комедиограф считал себя учеником Еврипида – ведь именно этот трагик вывел на сцену все человеческие страсти. Сам же Менандр тоже обращается к эмоциям и страданиям людей, но в комедийной форме. Он даже позаимствовал любимый мотив трагедий Еврипида – признание родителями своих потерянных детей. Главные герои комедий Менандра, конечно, особой симпатии не вызывают – это, как правило, хитрые льстивые рабы и хвастливые воины, преувеличивающие свои подвиги. Но и созданы такие персонажи не для симпатий, а для обличения человеческих пороков.
В своих комедиях Менандр отказался от плясок и песен. Все потому, что он хотел приблизиться к реальному отображению жизни.