Я редко пишу о книгах и экранизациях, да и вообще как-то незаметно канал превращается в детективный, хотя изначально таковым не позиционировался) Но бывают ситуации, когда я, выражаясь словами великого Льва Николаевича, "не могу молчать".
Этот опус не имеет отношения к детективному жанру, но настолько возмутила меня прочитанная недавно поверхностная и пренебрежительная статейка о книге и её экранизации, что я не удержалась от попытки реабилитировать роман и его кинематографические воплощения. Забавнее всего, что книгу автор статьи не читал, фильмы не смотрел (только трейлер к последнему!) , увидел там "горяченькое" и озаботился вопросом: " А вы бы ( женщины, разумеется) пошли на сторону, если б не смогли получить желаемое от супруга?" Это всё, что человек почерпнул из увиденного.
Вот эта многострадальная книга
Надо сказать, что произведение "натерпелось" всякого за свою почти столетнюю историю (роман вышел в 1928 году): её запрещали, тиражи уничтожали, и даже в далеко не самое консервативное время, в 1960 году, противники романа попытались добиться судебного запрета, обвинив произведение в непристойности. Я с уважением отношусь к писателю (мужчине!), который поднял столь важные в то время вопросы о праве женщины распоряжаться собой, а не быть неким довеском, передаваемым от родителей мужу вместе с приданым и "родословной".
У кинематографистов книга пользовалась огромной популярностью и была экранизирована аж 10 раз (не считая малайской и индийской версии, но о них я умолчу). К сожалению, кино тоже не всегда трепетно относилось к первоисточнику. Многие режиссеры выбирали самый простой путь: побольше обнаженки и успех обеспечен. Но были и серьезные, вдумчивые работы. О них и пойдет речь.
Однако два слова о книге. Конечно, она достаточно откровенна ( хотя по сравнению с современными лентами почти пуританская), но содержание не исчерпывается постельными сценами, оно гораздо глубже. Социальное неравенство, ужасающее положение рабочих на каменноугольных копях, вопросы мира и войны, творчества, отношений в семье - все это стало предметом исследований в романе. Сводить всё к низменным инстинктам - значит низводить хорошее произведение до уровня порнографии.
Теперь об экранизациях. Конечно, я не буду разбирать все 10 (тем более, что некоторые из них относятся к иному виду искусства - фильмам для взрослых), но остановлюсь более-менее подробно на самых популярных и самых новых.
1. Любовник леди Чаттерлей (1981)
Это, как бы помягче выразиться, промежуточное звено между лентами категории R и кино для всех. Достаточно сказать, что главную роль в нем сыграла Сильвия Кристель, звезда скандальной "Эммануэль". Понятно, что ни о каком глубинном содержании речь здесь не идет и , в основном, рассматривается "поэзия кустов". Много пикантных кадров, чаще всего некрасивых и неэстетичных и полное отсутствие достоверности и осмысленной актерской игры. Больше сказать об этом творении нечего.
2. "Любовник леди Чаттерлей" ( мини-сериал,1993)
Безусловно, заслуживающая упоминания экранизация, довольно обстоятельная, с неплохими актерами . В главных ролях Шон Бин ( к нему вообще нет никаких претензий) и Джоэли Ричардсон ( тут я бы поспорила). Наверное, когда твоя мать великая Ванесса Редгрейв, для тебя открыты многие двери, но скромных актерских способностей Джоэли Ричардсон для роли леди Чаттерли было явно маловато. Кстати, в последней экранизации 2022 года актриса сыграла миссис Болтон, сиделку мужа Констанции Чаттерлей. Тем не менее в сериале показаны и социальные проблемы, и межличностные; сюжетная канва романа не нарушена, "нововведений", к счастью, немного, и можно сказать, что на сегодняшний день это самое адекватное экранное воплощение романа, хотя и далеко не совершенное. И еще , пожалуй, отмечу работу Джеймса Уилби в роли сэра Клиффорда, несколько однобоко он показан - просто эгоистичный инвалид, но запоминается.
3. Любовник леди Чаттерлей (2015)
Эта полуторачасовая телевизионная версия тоже вызвала много вопросов. Понятно, что за столь небольшое время трудно охватить все многочисленные проблемы, поднятые в романе, но всё здесь настолько поверхностно и легковесно, что, в основном, в итоге осталось только сожаление от столь странной интерпретации книги.
Мне кажется, главной неудачей был выбор актеров на главные роли. Холлидей Грейнджер с кукольным личиком, пухлыми щечками и капризными губками абсолютно не соответствовала книжному образу Конни Чаттерлей. Но полной катастрофой был Ричард Мэдден в роли Оливера Мэллорса. На волне сумасшедшей популярности "Игры престолов", где он был занят в роли этакого рыцаря без страха и упрёка Робба Старка ( и где по сути ему было особо нечего играть), Мэдден стал много сниматься, но лесничий Мэллорс оказался ему явно не по зубам. Получилась такая история адюльтера на фоне красиво горящего камина и чудесной природы, правда, очень скромная: пару раз мелькнула обнаженная женская спина и всё - поборники морали были бы в восторге. Вот только этот роман о чувствах, побеждающих сословные предрассудки... Знаете, когда читала отзывы об этом фильме ( в основном, негативные) наткнулась на один забавный. Кто-то написал, что фильм не понравился, но такие красивые костюмы) Да, с этим не поспоришь. Почему-то сценарист и режиссер решили, что Лоуренс недостаточно актуален и из пожилой миссис Болтон сделали молоденькую девушку, чуть ли не моложе главной героини, многие сюжетные линии вообще оборвали или игнорировали. И всё-таки я не могу не сказать о том замечательном, что было в этой картине. Это потрясающий Джеймс Нортон в роли сэра Клиффорда Чаттерли.
Этого героя, как правило, изображают стандартно: высокомерный эгоист, недалекий и алчный. У Нортона он гораздо интереснее: он и жалок ,и трагичен, и эгоистичен, и благороден. И еще он любит жену, страдает и разрывается между желанием видеть её рядом и невозможностью дать ей счастье. Прекрасная работа - украшение этой картины, возможно, единственное...
5."Любовник леди Чаттерлей"(2022)
Собственно, картина, свежее некуда, мировая премьера была 25 ноября. Поскольку продолжительность ленты 126 минут, создатели решили, что объять необъятное не получится, и сосредоточились, в основном, на лавстори . Фильм красивый, но такой из серии "любовная любовь" и ничего больше: достаточно много откровенных сцен, симпатичные актеры и очень мало осталось от духа романа. Довольно карикатурный муж, странные ( слепые что ли?) слуги, которые не видят, что хозяйка чуть не сутками пропадает в лесу и приходит в совершенно непотребном виде. Кстати, костюмы прямо облегченные какие-то, по крайней мере, у леди Чаттерли. В общем, получилась история измены жены со счастливым финалом. Ну, посмотреть разок и забыть.
Жаль, конечно, что эта книга никак не дождется достойной экранной адаптации. Те, что существуют, на сегодняшний день, увы, не отражают и половины поднятых в ней проблем. Но будем надеяться, что найдется режиссер, который сделает из произведения отличный сериал, достойный детища Лоуренса.