Часть третья: творчество или просто асоциализация?
Часть 1
Часть 2
Сегодня мы, живущие в основном под защитным колпаком ноосферы, гораздо чувствительней наших предков.
Мы строим здания и поддерживаем в них комфортный микроклимат, мы «выпархиваем» из этих зданий и заскакиваем в транспорт, также оснащенный всякой всячиной для нашего удобства. Ветрам, солнцу, хлябям небесным и прочим «природным факторам» не так-то просто застать нас, чтобы «продубить» наше тело. Даже если мы выбираемся «на природу», мы пользуемся великим множеством средств защиты от всего и вся.
Тяжелый физический труд, превращавший когда-то человеческое тело в сплошную мозоль (сейчас уже доказано научно, что тяжелые физические нагрузки значительно повышают болевой порог), тоже почти уже совсем ушел из нашей жизни.
Нет сомнения, что мы становимся в таких условиях все ранимее, чувствительнее, тонкокожее.
Подтверждением этому служит тенденция к общей гуманизации общества: отмены смертной казни или моратории на нее во многих странах, признание недопустимыми и незаконными пыток, все более массовые осуждения войн как способа решения проблем.
Мы движемся к тому, что способность чувствовать чужое страдание не менее остро, чем свое собственное, должна превратиться из дара отдельных личностей в стандартную черту среднего человека.
Вот, в частности, «цифровое» поколение Z (родившиеся около 2000 года). Наверняка в истории не существовало ранее более домашнего и тепличного поколения. Оно многое делает виртуально, сидя за компьютером в собственной уютной комнате: путешествует, дружит, воюет (понарошку, естественно, для них это - азарт, выплеск энергии и адреналина), зарабатывает деньги…
И что мы видим?
Во-первых, оно неагрессивно. Это заметно в сравнении хоть с тем же предыдущим поколением Y (родившиеся в 1981-96 гг). И оно намного мягче, предпочитает компромиссы противостоянию.
Во-вторых, оно ранимо. Боится предательства, боли (причем, моральной не меньше, а то и больше, чем физической). Вероятно, потому и дружить и любить предпочитает дистанционно, и сексом готово жертвовать ради душевного комфорта, и немногословно, чтобы избегать лишних конфликтов.
В-третьих, оно равнодушно к деньгам и вещам, лишено стремления «обарахляться» и «повышать свой уровень нормы» (чем занято сейчас поколение их родителей), готово довольствоваться малым, лишь бы не вылезать из своей «раковины».
Интересное поколение! Есть надежда, что именно при нем войны как способ решения проблем если не сойдут на нет, то хотя бы сократятся до минимума. Если, конечно, более толстокожие старшие поколения раньше не доконают нашу планетку.
Есть, правда, и еще одна очевидная тенденция, которая смущает и тревожит.
От поколения к поколению растет количество аутистов – людей, которые сторонятся контактов с окружающим миром. Таких точно можно назвать «вещь в себе». Они предпочитают жить в своем мирке, где уже все разумно, разложено по полочкам, безопасно, удобно, привычно, никакого хаоса и непредсказуемости.
Аутисты лишь «перетерпливают» ситуации общения, никогда не включаясь в этот процесс полностью и стремясь «уйти в себя» как только так сразу, в первый же удобный момент. С ними не работают почти никакие традиционные педагогические методы и приемы, бесполезны угрозы и запугивания. С ними можно работать только неформально, всей душой желая контакта и самозабвенно-страстно подключаясь к ним – только в этом случае можно рассчитывать на какую-то ответную реакцию, на взаимодействие.
Вы можете представить себе армию из аутистов? Выдрессированную, чеканящую шаг, горланящую «ура-а-а-а»?
Скорей они выдрессируют других. Или погибнут.
На генетическом уровне заложены в нас и коллективизм, и индивидуализм. Инстинкт выживания заставляет нас жертвовать частью своей свободы и индивидуальности в обмен на кое-какую защиту, помощь и материальные блага от общества. И мы встаем в строй, подчиняемся приказам и инструкциям.
Но где-то внутри нас живет и желание (и это тоже входит в инстинкт самосохранения) не быть таким как все, выделяться из толпы, слышать не только то, что адресовано многим, но и то, что будет адресовано именно нам, персонально.
И как только появляется у нас малейшая уверенность, что получится выжить и в одиночку, нас начинает напрягать стремление общества сгребать нас вместе с другими под одну гребенку, нам все больше начинает хотеться индивидуального к нам подхода и возможности свободно проявлять свои настроения, желания, мнения.
На аутистов бесполезно воздействовать лозунгами и пламенными призывами, это –люди абсолютно вне толпы, к ним нужен исключительно штучный, индивидуальный подход.
Так вот: сегодня специалисты отмечают, что не только растет от поколения к поколению число людей-аутистов, но проявления аутизма явно присутствуют и в поведении людей, признаваемых нормальными. Для поколения Z это тем более характерно по сравнению с предыдущими.
И что же вырисовывается в результате?
А вырисовываются две тенденции. Основная: как уже говорилось выше, человек в тепличных условиях ноосферы становится все нежнее, тонкокожее, чувствительнее, интеллектуальнее. И это способствует развитию творческой мысли.
Но, вместе с тем, очевидно, что люди все больше замыкаются, стараются избегать не только неприятных, но и вообще контактов с окружающим миром, в том числе и с людьми, потому что те могут быть источником негатива, морального или физического дискомфорта.
Можно обвинять в этом цифровизацию: дескать, уткнулись все в гаджеты… Но началось-то все гораздо раньше, когда и компьютеров-то почти ни у кого не было. Цифровизация лишь подстегнула процесс эволюции, люди с удовольствием хватаются за возможность общаться удаленно, контактировать бесконтактно.
А ведь это уже процесс обратный социализации. Как его назвать: рассоциализация, десоциализация, асоциализация?
Гений в стороне от варева жизни, от ее сшибок, в тепличных условиях… Что создаст он, имея в своем распоряжении весьма ограниченный набор впечатлений и проблем?
Если под окном кто-то будет звать на помощь, что в нем победит: сострадание, желание помочь или отстраненность, нежелание покидать зону комфорта?
Если второе – значит можно констатировать деградацию личности и победу дьявола над богом. Хотя, скорей всего, «зеты» в большинстве своем не останутся равнодушны и постараются помочь, но опять же дистанционно (просто вызовут скорую или полицию).
Мне, вообще, очень любопытно, как «цифровое поколение» будет «прогибать» этот мир под себя, какие новые способы гармоничного сосуществования изобретет. И изобретет ли?
Сегодня еще повсеместно в мире «рулят» представители старших поколений, доцифровых, с архаичными конструкциями головного мозга. Они, конечно, стараются изо всех сил не упустить из рук бразды правления: все эти гонения на «цифровиков» (Цукерберга, Дурова…) – всего лишь попытки показать «зарвавшимся выскочкам», кто в доме хозяин. Первый бой «цифровиками», вроде бы, был проигран. Но это – именно первый бой, первая проба своих сил. Дальше последуют анализ причин неудачи, создание стратегии, перегруппировка сил и новый, уже разгромный удар по устаревшему социальному устройству.
Что так будет, у меня лично нет никаких сомнений. Тем более, что само время работает на молодых и против старших поколений с архаичным мышлением.
Но всегда нужно помнить, что закон физики, именуемый «золотое правило механики», работает постоянно и без исключений: нельзя выиграть во всем и одновременно, выигрывая в чем-то, мы обязательно в том же самое время в чем-то и проигрываем.
Вот об этом мы постоянно забываем, мечтая о неких идеальных решениях, которых точно не существует.
Продолжение следует...
Начало здесь:
Часть 1 Часть 4
Часть 2 Часть 5