О легендарном советском качестве слышали все. Вещи в СССР делали «на совесть» и на века. Действительно, многие из них и сегодня без нареканий справляются со своими функциями. Так почему старенький обшарпанный пузатый холодильник с хромированной ручкой до сих пор успешно живёт на даче, а современный навороченный агрегат не проработал и двух лет? Попробуем разобраться.
Качественные и некачественные вещи бывают везде. В данном контексте под условным словом «качество» имеется в виду срок эксплуатации вещей (техники, мебели, одежды, обуви и т. д.) при сохранении ими всех присущих им функций и свойств.
Это условное «качество» само по себе зависит от множества факторов: фирмы-производителя, сырья и оборудования, технологии и стандартов производства, ценовой категории.
Так в чём же «секрет» советского качества?
- Расширение функционала современных приборов.
Говоря о технике и электронике, стоит упомянуть, что в СССР она выполняла гораздо меньше функций. Если это был холодильник, то он просто «холодил». Не показывал время, не защищал еду от ночных пожирателей автоматической блокировкой дверей и не следил за погодой в Турции. Современная техника снабжена большим количеством электроники, которая имеет свойство иногда выходить из строя. Чем больше электронных систем и составных элементов в бытовых приборах, тем больше вероятность, что что-нибудь сломается. И это совсем не значит, что холодильники в нашей стране делать разучились.
- Глобализация.
Мы живём в век интернета и свободной конкуренции. На рынке представлено множество производителей из разных стран, а у потребителя есть возможность легко о них узнать и сравнить предложения. Поэтому производили вынуждены придавать своему товару «конкурентные преимущества»: уникальный дизайн, функции, потребительские свойства. Но главное конкурентное преимущество — цена. Снижение цены возможно за счёт снижения издержек производства. Модернизация оборудования и оптимизация технологических процессов требуют дополнительных вложений, поэтому основной «ресурс» сокращения цены — снижение себестоимости. А значит — экономия на качестве используемого сырья и материалов, что сказывается на сроке службы изделия.
- Разнообразие товаров и быстротечность моды.
Полки магазинов ломятся от изобилия техники разных фирм, одежды и обуви всевозможных фасонов. Человеку свойственно любопытство и желание пробовать новое. Поэтому средний срок эксплуатации одной вещи потребителем в современной России намного меньше, чем в СССР. Прибавим к этому стремление производителей снижать издержки производства для обеспечения возможности демпинговать цены. Зачем делать вещь, которая прослужит пять лет, если среднестатистический потребитель отправляет её в утиль уже спустя два года? Вопрос, конечно, риторический.
- Капиталистическая модель общественного производства.
В настоящее время абсолютное большинство компаний-производителей находится в частных руках. Это бизнес. А главная задача любого бизнеса — извлечение прибыли. Именно поэтому гарантия на товары предоставляется на совсем короткое время. Пластиковый корпус или лаковое покрытие быстро приобретают потёртости и сколы, а тканевые вещи растягиваются, тускнеют и теряют первоначальный вид. Всё это сделано для того, чтобы потребитель как можно быстрее заменил товар на новый (естественно, не по гарантии, а с использованием своего кошелька).
А можно ли сравнивать?
Для полноценного вывода требуется детальное изучение идентичных образцов, произведённых в СССР и в современной России, что (к сожалению) уже невозможно. Дожившие до нашего времени советские экземпляры изначально находятся в проигрышном положении, ведь им больше 30 лет.
Да и вряд ли сейчас можно найти вещи, произведённые в наше время, но по советским стандартам. Поэтому отвечая на вопрос секрета советского качества (и не имея возможности углубиться в практику), можно однозначно сказать, что в наше время изменился и подход к изготовлению продукции общественного потребления.
Советские разработки и технологии никуда не делись. Скорее можно сказать, что их намеренно забыли. Сегодня производители умышленно сокращают срок службы товаров для того, чтобы потребили приносили им деньги вновь. Поэтому теория запланированного устаревания совсем не миф, а объективная реальность.
В век капитализма нет объективной необходимости производить товары со сроком службы длиной в «вечность». Большее значение имеет их цена. А качество должно быть достаточным для того, чтобы товар успешно справлялся со своей задачей до его замены на более навороченный аналог.