Актуальность этого проекта растёт. Ведь в условиях экономической вoйны против России нужно создавать новые связи, укреплять существующие. И международный транспортный коридор «Север – Юг» станет мощной артерией в системе торговых отношений многих стран. Недаром о нём вновь заговорили спустя 20 лет. Более того, на днях Владимир Путин поручил улучшить сообщение с Индией и Ближним Востоком. Соответствующие работы необходимо выполнить в течение 2023 года. В чём смысл перемен и как они повлияют на развитие всего проекта?
МТК «Север–Юг»
Этому проекту посвящена одна из прошлых публикаций. Там подробно разобраны предпосылки развития маршрута.
Напомним, что МТК «Север – Юг» при грамотном подходе будет отличной альтернативой перевозкам через Суэцкий канал. Стоимость доставки грузов должна существенно сократиться. И в планах России уже к 2030 году вдвое увеличить грузопоток (до 32 млн тонн/год).
Да, до этого проектом практически не занимались. За 20 лет его истории развить транспортный коридор удалось слабо. Но теперь ситуация меняется. Так, недавно упростили схему товарооборота между Россией и Индией, а летом запустили пилотную партию грузов.
Президент поручил…
12 декабря Владимир Путин поручил выполнить дноуглубительные работы на участке Волго-Каспийского канала. В результате тут должны будут проходить суда с осадкой как минимум 4,5 метра. Срок сдачи намечен на 25 декабря 2023 года.
Мера для развития МТК «Север – Юг» необходимая, поскольку Волго-Каспийский канал — один из проблемных участков. Здесь низкая пропускная способность.
Важно, что, помимо Волго-Каспийского канала, на совещании также обсуждался вопрос улучшения инфраструктуры. В частности, президент установил срок для создания экономической зоны в порту Астраханской области — 15 ноября 2023 года.
Сложности в развитии МТК «Север–Юг»
Но это действия по развитию коридора со стороны России. А объективные проблемы есть и в других странах. К примеру, в Иране нужно увеличивать пропускную способность железных дорог, поскольку они там в основном однопутные.
Также важно проложить 146 км дороги. Речь об участке «Решт — Астара», на строительство которого Ирану выделил кредит на льготных условиях Азербайджан. Сумма составила 500 млн долларов.
О предоставлении ещё 1,5 млрд долларов летом приняли решение российские власти. Финансирование будет постепенным, и к 2030 году дорогу планируют сдать. Кроме того, часть этих денег пойдёт на электрификацию участка протяжённостью 495 км (Гармсар-Инче-Бурун).
Проблемы на этом не заканчиваются. Есть ещё разноколейность, нехватка судов, вопросы, связанные с логистикой, и прочее. Но при желании всё решаемо. Главное — положительные изменения наметились. Последнее поручение президента Путина это подтверждает. Интересно, каких новостей по МТК «Север — Юг» ждать в следующем году?