Найти в Дзене
Поехали с Лёшей!

5000 по Монголии. День 1. Проходим границу, обедаем в Цагааннуур, меняем деньги в Улгий, чилим на Толбо-Нуур

Оглавление

В сентябре нам удалось совершить путешествие, о котором я мечтал несколько лет. Мы проехали без малого 5000 километров по каменным пустыням, песчаным барханам, речкам, узким ущельям, бескрайним степям, затерянным в них сёлах и современным городам. Не скажу, что мы увидели всю Монголию — этого не сделать и за несколько лет. Но для 3 недель маршрут оказался крайне насыщенным. Монголия не переставала удивлять ни на минуту, открывая каждый раз новые пейзажи и ландшафты.

Какой вы представляете себе Монголию? Бескрайняя степь с редкими юртами, пыль дорог, лошади и больше ничего? Признаюсь, я тоже так думал, пока не прокатился за рулём своей машины с запада на восток и с севера на юг по сердцу некогда великой Империи. И тогда я увидел совсем другую Монголию: разную, неповторимую, загадочную, самобытную, непредсказуемую.

Путешествие для меня началось в Ульяновске, откуда я стартовал своим экипажем ранним сентябрьским утром, подхватив по пути моего компаньона Алексея Евпятьева aka resttimer. Он выехал за день до этого из Тулы, и мы встретились уже на трассе. Представляете, где Ульяновск, где Тула, а где Монголия? Догадываетесь, что 5000 километров — это не весь наш пробег? Да, полный маршрут от дома до дома вышел в 13400 километров и занял ровно месяц времени.

Монгольская часть пути выглядит так:

Про остальную часть я не буду рассказывать. Скажу лишь, что до монгольской границе в Ташанте мы добирались ровно 4 дня. В первый день доехали из Ульяновска до Урала, чуть-чуть не дотянув до Челябинска. Во второй день доехали до Омска, проделав больше 1200 км. На третий день ночевали уже в Барнауле. А четвёртый посвятили красивейшей дороге России — Чуйскому тракту. И полюбовались осенним Алтаем, остановившись на ночь в Кош-Агаче. Утром пятого дня выдвинулись в Ташанту — небольшое село у границы с Монголией.

Граница на замке

Граница встретила забором, закрытым на замок. АПП «Ташанта» работает по расписанию: с 09.00 до 18.00, без технологического перерыва, выходной — воскресенье и государственные, национальные праздники Монголии и Российской Федерации по согласованию сторон. Мы приехали за час, чтобы занять очередь и быть одними из первых. Но оказалось, что желающих попасть в Монголию и так было не очень много. В основном, это были фуры и автоцистерны.

-2

У границы нет никакого сервиса, лишь один деревянный туалет. В самом селе вроде бы есть одна частная маленькая гостиница и магазин.

-3

Ровно в 9:00 ворота открылись, и на территорию запустили несколько первых автомобилей.

-4

В российской части КПП все пассажиры и водитель проходят через рамки и пропускают все вещи через ренген. Процедура очень хлопотная и длительная по времени, если вы едете в Монголию с багажниками, битком набитыми туристическими вещами.

-5

Между российской и монгольской частью АПП простирается 25-километровая буферная зона, которую нужно преодолеть как можно быстрее, без остановок. Такой длинный буфер между КПП я проезжал только на границе Таджикистана и Киргизии, миновав перевал Ак-Байтал.

Дорога проложена через хребет Сайлюгем, который разделяет Монголию и Россию. Монгольский КПП находится в посёлке Улаанбайшинт.

-6

На въезде требуют 50 рублей за дезинфекцию колёс, отказаться от которой нельзя или очень сложно. Взамен дают бумажку с печатью, которую нужно показать пограничнику. Влажная санобработка колёс происходит в совершенно сухом пропускнике. Ну да ладно.

-7

После этого нужно, сидя в машине, заполнить миграционные карточки, которые водитель получает в будке у пограничника и раздаёт своим пассажирам. Если поедете — запаситесь ручками на всех.

-8

И только тогда можно заехать в крытый терминал ПП, где нужно опять показать все вещи и пройти паспортный контроль. Никаких виз и приглашений для въезда в Монголию не нужно. Только заполненная миграционная карта и паспорт с местом для штампа.

-9

В свободной Монголии мы оказались спустя 2,5 часа, как заехали на границу, несмотря на то, что машин перед нами почти не было. Сразу за КПП к машинам подходит меняла и предлагает купить за рубли местные тугрики. Курс не грабительский, немного денег поменять можно. Но основную часть лучше менять в Улгий.

-10

Дорога до горизонта

Мчим по прекрасной Монголии навстречу приключениям!

-11

Мы представляли Монголию без асфальтовых дорог, а она нас встречает таким потрясающим шоссе без единого знака и встречной машины. Сказка быстро заканчивается.

-12

Эта часть асфальтовой дороги, которую строят китайцы, ещё не готова. Строителям не нравится, что по не открытой дороге уже гоняют, поэтому они преграждают её в разных местах кучами песка, камнями или заборчиками. В таких местах приходится съезжать на грунтовый дублёр и ехать уже не так быстро, в пыли, и по кочкам.

-13

Знакомство в Цаганнуур

Так мы и добрались до Цагааннуур — небольшого казахского посёлка. Очень хотелось есть, поэтому мы решили покружить в посёлке и поискать какую-нибудь столовую. Но нашли только заправку.

-14

Когда уже хотели ехать дальше в Улгий, нам посигналил мужчина на мопеде и пригласил к себе домой на обед. Конечно же мы согласились.

-15

Местные часто этим подрабатывают, подкармливая заблудших туристов буузами и макаронами. Фиксированной цены за блюда нет, в конце отдаёшь столько, сколько не жалко.

Вот в этот дом нас и пригласили отобедать.

-16

Во дворе конструктор, которым можно чинить рабочий транспорт.

-17

А вот и сам хозяин, Нуршуак, который работает на пограничном пункте рабочим.

-18

И одна из его дочурок, которая была тут же угощена конфетами :)

-19

Вот так выглядит казахский дом изнутри.

-20

Супруга Нуршуака принялась хлопотать у плиты, собирать на стол простую еду, наколола ножом и гаечным ключом на 32 очень жёсткий пресный сухой сыр курт. Это почти тот самый таджикский или узбекский курт, только совсем без соли. Есть можно, если зубы крепкие.

-21

С голодухи начали уплетать за обе щёки такие же пресные баурсаки, намазывая их домашним коровьим маслом.

-22

Основное блюдо было готово только через час, когда мы уже умяли всё, что было на столе. Обещанные буузы в процессе были заменены на огромную тарелку макарон с картошкой и жареной бараниной. Вкуснотища неописуемая!

-23

Поели, попили, пообщались, обменялись контактами и попрощались. Напоследок предложил Нуршуаку сделать общее фото его семьи, чтобы потом прислать в Facebook. Пусть будет у них такая фотография. Хорошие они люди, гостеприимные, трудолюбивые.

В той части Монголии, где мы оказались, заехав через Чуйский тракт, живут этнические казахи. Их города и сёла образуют две крупные области в стране — аймаки Баян-Улгий и Ховд. Казахи мигрировали в Монголию в середине XIX века. В 90-х годах прошлого часть семей вернулась в Казахстан. Монгольские казахи знают русский язык.

-24

Покидаем Цагааннуур и едем в Улгий.

-25

Мурат из Улгий

Вскоре появляется нормальный асфальт, без перекрытий дороги. Скоро такая трасса будет до самой границы. Она станет частью «Дороги Тысячелетий» — международной транспортной артерии между Восточной Азией и Россией.

-26

За очередным пригорком показался Улгий. Это центр аймака Баян-Улгий с населением 28000 человек.

-27

Улгий — самый удалённый от Улан-Батора город.

-28

В Улгий есть несколько сетевых заправок. «ТЭС Петролиум» — одна из тех, где мы постоянно заправлялись на маршруте.

-29

Цены на бензин в Улгий одни из самых высоких в стране. Сказывается удалённость от столицы. 92й стоил тут 2700 тугриков (54 рубля), 95й — 4000 тугриков (80 рублей) за литр. Видите, какая разница в цене между 92-м и 95-м? Бензин в Монголию завозят из России. По слухам, разбавляют, но качество при этом не хуже, чем на российских заправках. Во всяком случае, проблем из-за топлива у нас ни разу не было.

У рынка мы нашли парня, который предлагал купить местные симки и знал, где поменять деньги. Так мы оказались в гостях у местного «решалы» Мурата — человека, который может достать всё, что нужно. С честностью и порядочностью у монгольских казахов всё хорошо — доверять можно. Пока сын Мурата Зубик делал нам симки, мы собрали всю наличку, которую хотели поменять, и отправились с Муратом решать наши финансовые вопросы. Мурат планировал снять свои тугрики с карты, но банкоматы не дали бы такой суммы. Поэтому Мурат пошёл к своим друзьям-предпринимателям с нашей пачкой российских денег (порядка 340к рублей), а нас оставил в своей машине. Вернулся Мурат через 15 минут с охапкой монгольских денег, поменяв нам по хорошему курсу 1:50. 300 тысяч российских рублей превратились в 15 миллионов монгольских тугриков. Так мы вмиг стали местными миллионерами.

-30

А ещё у Мурата можно остановиться на ночлег — во дворе куча построек и юрта на большое количество людей. На обратном пути мы так и сделали. С его разрешения публикую номер: +97688856478, Мурат, Улгий, есть WhatsApp. Думаю, кому-то будет это полезно.

Теперь у нас был мобильный быстрый интернет, куча денег, дрова и продукты — вперёд по Монголии!

Не успели отъехать от Улгий, как первый пункт оплаты. Асфальтовые дороги в Монголии все платные. Пункты стоят каждые 100 км по ощущениям. За проезд берут 1000 тугриков (20 рублей).

-31

Дают красивые талончики, которые можно коллекционировать.

-32

Зачилить на Толбо-Нууре

В 40 километрах от Улгий есть большое и живописное пресноводное озеро Толбо-Нуур. Озеро славится не только у фотографов, которые приезжают каждую осень в Улгий на фестиваль беркутчей, но и рыбаков.

-33

Ни монголы, ни казахи не едят рыбу, потому что им и так хватает бегающего по земле мяса. Поэтому рыбаки тут только российские. Ловится хариус, монгольский осман, султанка и другие виды. Говорят, что 4 кг за час тут считается весьма скромным уловом.

-34

Мы же приехали ловить лишь свет уходящего за горизонт Солнца. На одном из берегов есть небольшие скалы, откуда открываются хорошие виды на озеро и горы.

-35

Лучше всего здесь оказаться на закате.

-36

Одно из самых красивых мест в Монголии. Огромное ледниковое озеро с чистейшей водой.

-37

На берегу можно свободно поставить палатку и разжечь костёр из привезённых с собой дров (продают в Улгий у дороги). И есть несколько больших кемпингов. Правда, некоторые из них в начале сентября уже закрыты. Нам повезло найти кемпинг, в котором был сторож. Он пустил нас и дал ключи от двух домиков.

-38

Сторговались на 5000 рублях за домик. Отопления нет, но в деревянной избушке спать было совсем не холодно.

-39

Утром приготовили себе завтрак на газовой походной кухне и отправились в Ховд.

Общий пробег первого дня: 215 км. 12 часов с остановками и границей.

День 2. Едим буузы в Ховде, ищем рисунки в пещере Хойд Цэнхэр и тусим с монголами

***

Автор: Алексей Мараховец

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!

Монголия
9793 интересуются