Что провозглашал Будда Готама

Разъяснения по мотивам Сутты Мадхупиндика (Медовик) МН18.

Разъяснения по мотивам Сутты Мадхупиндика (Медовик) МН18. Дандапани спросил Готаму: «Чему ты, отшельник, учишь, что провозглашаешь?

Дандапани спросил Готаму: «Чему ты, отшельник, учишь, что провозглашаешь?»

Будда Готама ответил:

«Друг, я учу тому, что не нужно ссориться ни с кем в этом мире – ни с богами, ни с демонами, ни с кем из современников, будь то отшельники, священники, правители или простой народ; я учу тому, что чувства более не властны над человеком, который освободился от беспокойства, запутанности и стремления к любой форме существования».

Услышав это, один из монахов спросил: «Что за учение проповедует Благословленный, которое позволяет избежать всех ссор и в то же время избавиться от пагубного влияния желаний?»

Будда ответил:

«Друг, скажу о причине, из-за которой восприятия и представления, окрашенные в цвета ярлыков и стереотипов, осаждают человека: если для него нет ничего, что радует, что желанно и может стать объектом привязанности, то наступает конец ментальной склонности к чувственным удовольствиям, раздражению, ложным взглядам, сомнениям, тщеславию, жажде существования и неведению; тогда нет больше нужды в ссорах, скандалах, полемике, взаимных упрёках, злобе и лжи; эти порочные, неблагие состояния ума исчезают без следа».

С этими словами, прежде чем монахи успели попросить разъяснения, Будда поднялся с сидения и ушёл в своё жилище.

После того, как Учитель удалился, ученики стали размышлять над его словами и поняли, что самим им не разобраться.

Тогда они подумали:

«Достопочтенного Махакаччаяну хвалит Учитель. Достопочтенного Махакаччаяну почитают наши самые мудрые товарищи по святой жизни, все самые известные ученики Будды, такие как Сарипутта, Моггалана и Ананда. Махакаччаяна умеет давать подробные толкования. Давайте отправимся к нему и попросим разъяснений».

И тогда монахи отправились к достопочтенному Махакаччаяне и обменялись с ним приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями они сели рядом и рассказали ему обо всём случившемся, добавив:

– Пусть достопочтенный Махакаччаяна объяснит нам».

Тот ответил:

– Друзья, это как если бы человеку понадобилась сердцевина дерева, он бы искал сердцевину дерева, бродил в поисках сердцевины дерева, и прошёл бы мимо корней и ствола, думая, что сердцевину великого дерева с сердцевиной нужно искать среди ветвей и листьев. Так и с вами, достопочтенные: вы сидели лицом к лицу с Учителем, но прошли мимо Благословенного, думая, что о значении нужно спрашивать меня. Ведь зная, Благословенный знает; видя, он видит; он стал видением, он стал знанием, он стал Дхаммой, он стал святым. Это он – разъяснитель, глашатай, толкователь значения, даритель Бессмертного, властелин Дхаммы, Татхагата. В тот момент вам следовало спросить у Благословенного о значении. То, как он объяснил бы это, так вы это бы и запомнили.

– Вне сомнений, друг Каччаяна, зная, Благословенный знает, видя, он видит… Татхагата. В тот момент нам следовало спросить у Благословенного о значении, и то, как он объяснил бы это, так мы это бы и запомнили. Но всё же достопочтенный Махакаччаяна восхваляем Учителем и почитаем его мудрыми товарищами по святой жизни. Достопочтенный Махакаччаяна сможет подробно разъяснить значение этого краткого утверждения, которое вкратце было дано Благословенным без подробного разъяснения значения. Пусть достопочтенный Махакаччаяна не увидит в этом беспокойства и даст разъяснение.

– В таком случае, друзья, слушайте внимательно то, что я скажу.

– Да, друг, – ответили монахи.

Достопочтенный Махакаччаяна сказал следующее (в трактовке Александра Санкина):

Вот как я понимаю подробное значение слов Учителя:

Часть Первая. Диагностика проблемы.

Глаза и видимая форма являются условиями для возникновения сознания зрительного восприятия.

Между этими предметами (органы зрения, видимая ими форма и сознание зрительного восприятия) происходит контакт.

Когда есть контакт между субъектом (то есть, сознанием зрительного восприятия) и объектами (зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка глаза, зрительный нерв и прочими компонентами зрительной системы человека и видимая форма), возникает чувство.

Ощущаемое чувство становится объектом внутреннего восприятия.

Воспринятое начинает обдумываться.

В уме непросветлённого человека (то есть, в омрачённом уме) происходит умножение или разрастание мыслей.

В соответствии с установками (то есть, шаблонами мышления, предрасположенностями непросветлённого ума, некоторые мысли обретают большую силу в сознании человека, его восприятие видимых форм окрашивается в цвет этих мыслей.

Эти разросшиеся мысли начинают осаждать человека, искажая прошлые, будущие и нынешние формы, воспринимаемые глазами, воспринимаются сознанием зрительного восприятия как неприятные, причиняя страдания и вызывая ссоры и конфликты.

Ухо человека и воспринимаемый ухом звук являются условиями для возникновения сознания слухового восприятия.

Между этими 3-мя предметами (органом слуха, т.е. уха, в которое входит ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, слуховой нерв и т.д., слышимым им звуком и сознанием восприятия звука) происходит контакт.

Когда есть контакт между субъектом (то есть, сознанием восприятия звука) и объектами (слуховая сенсорная система человека и звуковой сигнал), возникает чувство (приятное, неприятное или нейтральное).

Ощущаемое чувство становится объектом внутреннего восприятия.

Воспринятое начинает обдумываться.

В уме непросветлённого человека (то есть, в омрачённом или загрязнённом уме) происходит умножение или разрастание мыслей.

В соответствии с установками (то есть, шаблонами мышления, предрасположенностями непросветлённого ума, некоторые мысли обретают большую силу в сознании человека, его восприятие звуков окрашивается в цвет этих мыслей.

Эти разросшиеся мысли начинают осаждать человека, искажая прошлые, будущие и нынешние звуки, воспринимаемые ушами, воспринимаются сознанием слухового восприятия как неприятные, причиняя страдания и вызывая ссоры и конфликты.

То же самое можно сказать и в отношении прочих органов чувств: осязания, обоняния и распознавания вкуса.

То же самое, можно сказать и об уме человека.

Мозг человека и его способность воспринимать и анализировать идеи, ментальные конструкции, умственные феномены, мыслеформы или просто мысли являются условиями для возникновения сознания ментального восприятия или сознания ума.

Между этими 3-мя предметами (мозг, сознание ментального восприятия и мыслью) происходит контакт.

Когда есть контакт между субъектом (то есть, сознанием ментального восприятия) и объектами (мозг и воспринимаемая им мысль), возникает чувство.

Ощущаемое чувство становится объектом внутреннего восприятия.

Воспринятое начинает обдумываться.

В уме непросветлённого человека ( то есть, в омрачённом уме) происходит умножение или разрастание мыслей.

В соответствии с установками (то есть, шаблонами мышления, предрасположенностями непросветлённого ума, некоторые мысли обретают большую силу в сознании человека, его восприятие мыслей и идей окрашивается в цвет этих мыслей.

Разросшиеся мысли начинают осаждать человека, искажая прошлые, будущие и нынешние мысли, воспринимые рассудочным аппаратом мозга, воспринимаются сознанием рассудочного аппарата мозга как неприятные, причиняя страдания, вызывая ссоры и конфликты.

Продолжение - Часть Вторая - Решение Проблемы следует.

По мотивам Сутты Мадхупиндика (Медовик) МН18