Найти тему
Словесница

«На дне»: 120 лет на сцене

18 декабря 1902 года Москва увидела пьесу Горького «На дне», которая с тех пор входит в постоянный репертуар многих театров. Сегодня познакомимся с историей этого произведения. 

Афиша "На дне", 1902 год
Афиша "На дне", 1902 год

Первые упоминания о будущей пьесе можно встретить в воспоминаниях Станиславского в апреле 1900 года. Горький с таким увлечением рассказывал о том, что хочет написать пьесу о «бывших людях», что руководители МХТ Станиславский, Немирович-Данченко, художник Симов, сам писатель и многие артисты театра устроили экспедицию на Хитров рынок, чтобы поближе познакомиться с жизнью босяков. В центре большой ночлежки находился так называемый университет, где жила босяцкая интеллигенция: грамотные люди, занимавшиеся перепиской ролей для театра. В основном это были люди, которые прокутили свое состояние и теперь жили ночлежном доме. Они с радостью приняли у себя артистов, когда узнали, что о них будут писать пьесу.

Босяки с Хитрова рынка
Босяки с Хитрова рынка

За разговорами и историями жизни не обошлось и без стычек. Один из босяков показал рисунок, сохраненный в память о прежней жизни. Художник Симов рисунок не оценил и чуть было не получил за это по лицу и остальным частям тела. Ночлежники уже готовы были кинуться на него, вооружившись табуретками и бутылками, когда их остановил писатель Гиляровский, крикнув громоподобными голосом пятиэтажную ругань. Только тогда ситуация разрядилась. 

Первая постановка
Первая постановка

К июлю 1902 года работа над пьесой была завершена. Первоначальные ее названия – «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Последнее по совету Л. Андреева Горький сократил до «На дне». 

Константин Станиславский в роли Сатина
Константин Станиславский в роли Сатина

У многих персонажей есть реальные прототипы. Например, Сатина списали с босяка, который пострадал из-за любви к сестре. Она была замужем за почтовым чиновником, который растратил казенные средства и должен был отправиться в ссылку. Но брат жены достал денег и спас его от Сибири, за что он обвинил того в краже. «Сатин» в порыве бешенства убил его бутылкой по голове и отправился в тюрьму. А прототипом Барона стал барон Бухгольц, промотавшийся дворянин, бродяга, часто встречавшийся на улицах Нижнего Новгорода. Прообразом Актера стал актер-пьяница Соколовский, часто посещавший редакцию «Нижегородского листка» и просившего пятачок на опохмел. Получив заветные деньги, он благодарил по-французски, целовал руки, кланялся или начинал декламировать монологи. 

Василий Качалов в роли Барона
Василий Качалов в роли Барона

Актерский состав первой постановки «На дне» был поистине звездный, начиная с самого Станиславского, который сыграл Сатина. Вот лишь некоторые имена: Бубнов – Василий Лужский, Барон – Василий Качалов, Татарин – Александр Вишневский, Настя – Ольга Книппер и др. Возможно, это вкупе с текстом обеспечило пьесе такой успех. Газеты Петербурга и Москвы наперебой хвалили постановку, называя ее «литературной революцией», «переворотом» и «апофеозом нового слова». Немирович-Данченко вспоминал: «Успех «На дне» стал мировым <…> Сезон 1902-1903 года можно назвать прошедшим под знаком Горького». Пьеса совершила триумфальное шествие по миру, начиная с постановки 10 января 1903 года в Берлина под названием «Ночлежка». За два сезона зрители в разных странах увидели пьесу 500 раз. 

Сегодня, как я уже упомянула, пьеса также идет в разных театрах мира. В 1995 году, например, пьеса была поставлена совместно Халогаланд театром (Норвегия, Тромсе) и Мурманским облдрамтеатром. Норвежские и российские актеры играли каждый на своем родном языке одновременно. 

Однако несмотря на успех пьесы, Горький сетовал, что зрители ее «не раскусили. Хвалить – хвалят, а понимать не хотят». В интервью корреспонденту «Петербургской газеты» в 1903 году он скажет: «В ней нет противопоставления тому, что говорит лука. Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтоб пользоваться ложью, как Лука?<…> противопоставления проповеди Луки, представителей истины нет в пьесе». Из этого можно заключить, что именно на стороне правды симпатии автора. 

А как думаете вы? Напишите свое мнение в комментариях. 

На сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца, если было интересно, поставьте лайк и подпишитесь. 

Другие истории известных произведений можно прочитать в подборке "Книги".