Работая с учениками (в качестве репетитора по биологии), я заметила некоторые особенности в восприятии новой информации и ее использовании в дальнейшем при решении задач. Сейчас сама учусь в магистратуре, и замечаю, что иногда бывает сложно запоминать новые термины, теорию. Первые задания почти всегда даются с трудом, а иногда вводят в «ступор». Но если грамотно подойти к вопросу учёбы, то и необходимая информация запоминается легко, и учёба становится в удовольствие, поскольку человеческий мозг создан для того, чтобы учиться.
В данной статье я решила поделиться небольшими лайфхаками и простыми техниками, как сделать процесс освоения нового материала более увлекательным и эффективным.
- Будьте в моменте «сейчас». Концентрация внимания означает не означает, что мы внимательно смотрим на новую информацию, долго вчитываемся и напрягаем извилины своего мозга, чтобы «полностью погрузиться» и «вложить эту тяжёлую новую информацию в свою голову». Наоборот, надо подходить к процессу легко. Представьте, что данная информацию пригодится Вам вот прямо сейчас, чтобы решить задачу. Ваш мозг в данный момент запомнит это, а потом Вы будете отдыхать, и Вам будет легко применить полученные знания. Вы просто будете применять этот материал на практике. Запомнив что-то сразу (то есть сконцентрировавшись на чем-то) Вам не нужно будет возвращаться к одному и тому же месту многократно. Это существенно сэкономит Вам время в дальнейшем.
- «Повторение - мать учения». И хотя в предыдущем пункте мы говорили об экономии времени и концентрации в моменте сейчас, всё-таки закрепление необходимо. Поэтому регулярно возвращаемся к тому, что узнали/ изучили. Первый раз возвращаемся сразу же, после изучения. То есть прочитали, поняли, делаем хотя бы 1-2 задачи на эту тему. Или рассмотрели схему: закрыли оригинал и нарисовали по памяти. Это позволит хотя бы немного «закрепить» полученную информацию. Следующий раз возвращаемся к информации по возможности через 1-2 часа. Тратим минут 5-10 на повторение, не больше. Эффект потрясающий, просто попробуйте. Далее, если есть возможность, повторяем на следующий день (но не всегда реально можно успеть все повторять, поэтому если повторили сразу и вернулись через 1-3 часа, то можно вновь вернуться на следующий или через день). И финальный раз возвращаемся перед изучением новой темы. Опять же тратим минут 10-15 на повторение изученного материала и приступаем к изучению нового.
Как это работает?
Ваш мозг уже сформировал новые связи во время изучения нового. Закрепляя информацию сразу после этого, Вы делаете эти связи значительно сильнее. Далее важно, чтобы ещё больше укрепить связи между нейронами воспроизвести эту информацию, причём желательно применить ее в практическом плане. Тогда нейроны «активизируются», и полученная информация из пассивной формы перейдет в активную - как раз такую, которая и необходима для нас. Повторение перед изучение нового материала носит 2 функции. Первая - закрепление уже имеющихся знаний. Вторая - помощь в изучении следующего материала: Ваши нейроны уже будут настроены на восприятие нового блока. - Активное использование. Всегда при изучении спросите себя: как это поможет мне? Как я смогу применить полученную информацию? Что именно из этого мне понадобится и в каком случае? Если есть возможность решайте задачи на пройденную тему. Это могут быть тесты в открытом доступе, практические задачи и реальные кейсы. Посмотрите новостную ленту по данной тематике, подумайте, может быть прямо сейчас есть какой-то реальный случай или ситуация, которую Вы можете описать в контексте изучаемой темы.
Пример.
Совсем недавно мне необходимо было сдать зачет по экологическому нормированию. Как человеку далёкому от инженерных изысканий, было трудно запомнить и различить понятия «предельно допустимой концентрации», «предельно допустимых выбросов», «предельно допустимой нормы» (тем более, что в нормировании используется большое количество сокращений). Что я сделала? Перед зачетом помимо просмотра конспектов, я выполняла олимпиаду по экологии. Там как раз были тестовые вопросы по данной теме, так что в понятиях и в разнице между ними пришлось разобраться, чтобы верно ответить на тестовые вопросы олимпиады. - Визуализация и воспроизведение. Ведите конспекты. Не потому что надо, а потому что конспекты - это Ваше творчество. В своём конспекте пишите «инсайты» - Ваши мысли, которые возникли при восприятии нового. Не жалейте бумагу, делайте большие отступы, оставляйте место для заметок. Пишите так, как удобно Вам. Вы делаете конспект для себя в будущем, чтобы Вы смогли в нему вернуться и быстро обновить те знания, которые у Вас уже есть при необходимости. Теоретический материал, представленный в виде текста очень полезно представлять в виде схем и таблиц, поскольку позже Вы сможете быстрее найти новую информацию.
Почему это работает?
Во-первых, переводя информацию из одной формы в другую, Вы подключаете в работу разные области мозга, а значит, задействуете большее количество нейронов и формируете больше новых связей. Так, например, текстовая (логическая) информация, в основном, задействует в работу нейроны левого полушария, а графическая - правого.
Во-вторых, при работе нейронов из разных полушарий, связь между ними усиливается, они начинают работать более слаженно и синхронно. Эту связь поддерживает гиппокамп. А ведь это и есть центр долговременной памяти. Так что, чем больше форм представления, тем более эффективным будет «усвоение» темы. - Регулярность. Даже если Вы уже сдали промежуточный контроль по пройденной теме, периодически повторяйте её. Нейроны хоть и сформировали связи, но если они долго остаются неактивными, они разрушаются. Ничего не бывает вечно. С памятью также. Поэтому через 2-3 недели или месяц потратьте 5-10 минут на применение имеющихся у Вас знаний (или хотя бы просмотр конспектов). Ваши нейроны активизируются, придут в тонус, и точно помогут Вам выдать великолепный ответ не только на экзамене, но и в повседневной жизни.
Успехов в изучении нового!