Часть 1.
По окончании Великой Отечественной войны Урал продолжал занимать ведущее место как в советском, так и в мировом танкостроении.
Достаточно сказать, что к моменту заключения Договора о сокращении обычных вооружений, 56 % танкового парка Советской армии в Европе составляли танки, созданные на Урале. В азиатской части страны эта доля была близка к 90 %.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД
В 1946 г. главным конструктором Челябинского тракторного завода по специальной технике был назначен М.Ф. Балжи.
С 1953 г. созданием военной техники на ЧТЗ руководил Павел Павлович Исаков.
В 1974-1996 гг. главным конструктором ГКСБ-2 работал Валерий Леонидович Вершинский.
В 1945-1946 гг. ЧТЗ строил тяжелый танк ИС-3, созданный совместно с Опытным заводом.
Производство танков ИС-3 в Челябинске
С 1947 по 1949 гг. Челябинск выпускал уже собственную разработку – ИС-4.
Производство танков ИС-4 на ЧТЗ
В 1949-1951 гг. коллектив КБ совместно с КБ Ленинградского Кировского и Сталинградского тракторного заводов участвовал в создании плавающего танка ПТ-76.
Совместно с СКБ Ленинградского Кировского завода был разработан новый тяжелый танк Т-10, принятый на вооружение 28 ноября 1953 г. Затем ЧТЗ участвовал в серийном производстве Т-10.
Производство танков Т-10 на ЧТЗ
Следующим этапом стало участие в модернизации танка Т-10 установкой стабилизатора вооружения в вертикальной плоскости. Модификация получила обозначение Т-10А и была принята на вооружение 17 мая 1956 г.
Серийное производство Т-10А началось на ЧТЗ во второй половине 1956 г. После завершения сборки 70 танков Т-10, до конца года завод построил 30 танков Т-10А. Еще 20 машин сдали армии в начале 1957 г.
Третьим этапом модернизации стала установка уже двухплоскостного стабилизатора. Машина получила обозначение Т-10Б и была принята на вооружение в 1957 г. Всего в 1957 г. в Челябинске собрали 110 танков Т-10Б.
В 1958 г. в серийное производство пошел Т-10М с пушкой М-62Т2С.
Производство танков Т-10М на ЧТЗ
С 1955 г. КБ ЧТЗ работало над тяжелым танком нового поколения, получившим обозначение объект 770. Однако с подачи Н.С. Хрущева, Постановлением СМ СССР от 17 февраля 1961 г. разработка тяжелых танков в СССР была прекращена.
КБ ЧТЗ было вынуждено заняться созданием ракетных танков, построив целый ряд опытных образцов. В серийное производство эти машины так и не пошли.
В 1961 г. Челябинским тракторным заводом при участии ВНИИ-100 был разработан и изготовлен объект 760 на воздушной подушке камерного типа. Испытания машины провели в 1961-63 гг. движением по торфяному болоту, снежной целине и воде.
Главной удачей КБ ЧТЗ в 1960-х было создание под руководством П.П. Исакова боевой машины пехоты – объекта 765, принятого на вооружение Советской армии 14 апреля 1966 г., как БМП-1.
Производство БМП-1 было передано в Курган, однако ЧТЗ создал целый ряд опытных и серийных машин на ее базе.
С 1981 г. прошедший реконструкцию Челябинский тракторный завод был привлечен к серийному производству танка Т-72А, а затем и Т-72Б. Всего за десять лет построили 1874 танка Т-72.
Производство танка Т-72 на ЧТЗ в 1981-85 гг.
В 1991 г. Челябинский тракторный завод прекратил производство бронетанковой техники в связи с отсутствие государственного заказа...