75,5K подписчиков

«С трудом сейчас представляю свою жизнь в России»: Андрей Макаревич* о статусе иноагента, мировом турне и русских в Израиле

43K прочитали

Лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич*, который в последние месяцы проводит большую часть времени в Израиле, дал интервью RTVI. В нем музыкант рассказал о планах на 2023 год, большом мировом турне, отношении к статусу иноагента, русских в Израиле, путешествии в Антарктиду и своих увлечениях на фоне отъезда из России.

О признании иноагентом

В сентябре Минюст России внес Андрея Макаревича* в реестр иноагентов. В документе, в котором обосновывалось принятие такого решения, указывалось, что музыкант занимался «пропагандой девиантного поведения, не соответствующего государственной политике России». В основаниях для признания Макаревича* иноагентом также отмечалось, что «систематически распространяет негативные мнения» о действиях и решениях российских властей, обвиняет их в совершении военных преступлений, а также отождествляет Россию и нацистскую Германию.

Мне это настолько неинтересно, что я про это не читаю. Знаете, если бы в 69 лет на меня впервые в жизни ушат говна вылили, наверное, это было бы шоком. Поскольку в Стране Советов это происходило периодически, начиная где-то с конца 1970-х, я как-то привык. И просто противно бывает, но интереса не вызывает никакого. Ну обычное вранье, обычная чушь, обычный бред.

Меня это совершенно не интересует. Понимаете, в Германии желтую звезду евреям нашивали. Это было унизительно и, наверное, очень неприятно. Наверное, до поры до времени на этом и заканчивалось. Дальше там, правда, потом закончилось гораздо хуже. Здесь пока нашили звездочки.

О жизни в Израиле

После начала боевых действий на Украине Андрей Макаревич* проводит большую часть времени в Израиле, он является гражданином этой страны.

Когда ты из категории туриста переходишь в категорию гражданина, немножко под другим углом все начинаешь видеть, узнаешь массу каких-то вещей, которые бы ты никогда не узнал, если бы ты здесь погостил и уехал. Это в любом случае очень интересно. Не всё из этого позитивное. Но ничего. Это нормально. Это ни плохо, ни хорошо. Ты просто погружаешься в жизнь, которая несколько отличается от той, к которой ты привык.

Я очень люблю Тель-Авив. Я очень люблю Яффо. Поэтому здесь выставка находится прямо в одном из таких мест ─ старый яффский порт. Это безумно красиво. И это тоже содержит мощнейшую какую-то древнюю энергетику тысячелетнюю. Это очень здорово. А так, в целом продолжаю узнавать какие-то места. Потому что сначала ты ходишь по каким-то определенным дорожкам. Потом ты понимаешь ─ это дорожки, в общем, туристические. А если выбрать параллельный путь, то там все совсем по-другому. Никому не видно или мало кому видно. Это безумно интересно. Это такой путь долгий достаточно.

Наверное, стопроцентным израильтянином я себя буду ощущать, когда я легко начну говорить на иврите, и, главное, ─ понимать, что говорят мне. Сейчас я что-то говорить могу, но вот с обратной связью сложнее. Вообще говоря, там, где мне есть, что делать, я себя чувствую превосходно.

Мне совершенно неважно, Россия, Израиль, Америка или Австралия. Вот если ты мучаешься каким-то вынужденным бездельем, то тебе везде будет плохо. Поэтому я с трудом сейчас себе представляю свою жизнь в России. А что бы я там делал сейчас? Концерты у нас запрещены. Книжки мои с полок убирают. Ну и что? Я сидел бы там, на природу любовался?

О том, как должна вести себя русская диаспора в Израиле

Я думаю, что каждый человек сам решает для себя, как ему себя вести в предлагаемых обстоятельствах, как говорил Станиславский. И никаких инструкций я никому давать не буду, кроме, наверное, каких-то самых элементарных вещей.

Надо быть деликатным. Надо убрать свое высокомерие, если оно основано на непонимании каких-то вещей, незнании каких-то традиций.

У евреев очень хорошо с чувством юмора. Но есть некоторые вещи, над которыми евреи шутить могут, а вот люди другой национальности ─ нет. Потому что в этом случае это для них будет обидно. Сами над собой они в этой ситуации могут посмеяться. Я это понимаю очень хорошо.

Люди такие, какие они есть. И чему-то они, я надеюсь, обучаются в процессе соприкосновения с новой реальностью. Но быть деликатным, внимательным и любознательным никому не вредно.

Наверное, если огромное количество людей со всего мира приезжают в страну, это так или иначе [ее] меняет. Не в один день, разумеется. Это подспудные изменения. Не сразу ты заметишь. Но [Израиль] не такая большая страна. Конечно, она будет меняться от этого. Но если говорить о тех, кто приезжает, я вижу, что кому-то комфортно, а кому-то ─ нет.

Потому что люди разные. Кто-то начинает тосковать по тому, что у него там осталось, а кто-то ─ нет. Кто-то садится учить язык, а кто-то упирается в свой русский, и его с места не сковырнешь. Он тут не пропадет. Тут по-русски полстраны говорит. Вторая полстраны по-английски говорит ─ пожалуйста.

Об отношении к политике в Израиле

Я не слежу за ней пока. И я не участвовал в выборах, которые были недавно. Хотя жена меня очень-очень за это корила. Потому что она настоящая израильтянка. Но я считаю, что я пока просто не настолько глубоко погружен в политическую жизнь, чтобы делать какие-то выводы и на этой основе делать какой-то выбор. Вообще, я терпеть не могу политику. Я считаю, что чем она совершеннее, тем меньше ты о ней знаешь.

Но пока не разобрался, скажу честно. Грубо говоря, [Биньямин] Нетаньяху для меня наиболее знакомый деятель просто потому, что он много лет у власти. И у меня к нему хорошее отношение. Что касается остальных, я их просто мало знаю.

О планах на 2023 год и плотном концертном графике

B Антарктиду мы едем практически после Нового года. Мы туда целый год собирались. Это очень сложная поездка, нетуристическое путешествие. Мы идем на яхте, в которой всего 13 человек. И это парусная яхта. И пролив Дрейка считается практически самым штормовым местом на планете. Так что я очень надеюсь, что нам просто повезет. А потом у нас начинается ─ у меня и у «Машины» ─ невероятные по загруженности несколько месяцев.

Потому что сначала я еду один с гитарой в Париж, в Лондон, в Ирландию (в Дроэду). Потом с «Машиной» мы почти на месяц едем в Америку и Канаду. Потом мы возвращаемся. Где-то в промежутках у нас еще Дубай. Потом я лечу с «Your 5» (джазовой командой) в Австралию. Потом возвращаемся. В общем, это такая длительная история. И главное, что она почти без перерывов. Я могу сказать, что такой нон-стоп у нас впервые. Но это своеобразная компенсация за то, что мы полтора года сидели вообще без движения практически.

Мы уже третий раз будем работать в Кесарии [древний город на территории современного Израиля на побережье Средиземного моря]. И это потрясающее место. Оно мистическое. Оно энергетическое невероятно. Не говоря о том, что оно необыкновенно удобно и по звуку своему, и по тому, как расположены зрители. То есть умели строить амфитеатры 2000 лет назад. Это очень, очень, очень грамотно сделано.

На осень у нас еще Германия с «Машиной». Я сейчас даже не всё помню. Это надо раскрыть эту карту, этот календарь и посмотреть, что там намечено.

О выставке своих рисунков

Выставка «Рисунки на бумаге и железе» Андрея Макаревича* и Андрея Куманина открывается 16 декабря в галерее «Сноб», расположенной в тель-авивском районе Яффо. В экспозиции представлена графика лидера «Машины времени» и семисвечники-ханукии авторства Куманина. Выставка открывается в канун Хануки — праздника огней, начинающегося 18 декабря и отмечающегося на протяжении восьми дней.

Скажу честно. Я не ортодокс. Я не старый зануда. Я не люблю актуальное искусство, концепт и всё прочее. Я считаю, что такую вещь, как мастерство, пусть оно близко подходит к понятию «ремесло», которое накапливалось у человечества веками, скажем, в изобразительном искусстве, взять и сбросить с корабля современности неосмотрительно, что ли. Пушкина сбросить не удалось, как ни тужились ребята. Пушкина помнят, а их — уже не очень.

Вот и здесь такая история. Я за любые новые решения. Но не отрицая мастерства. А когда во главу становится концепт, идея, поэтому рисовать уметь не обязательно, ─ ну и ладно. Мне это не интересно. К искусству это имеет мало отношения, на мой взгляд. Искусство ─ это божественно проведенная линия, которую художник провести может, а ты ─ нет. Что касается каких-то посылов, я никогда не называю картинки. Я никогда не задаюсь каким-то концептом. Это просто мое настроение, просто мое состояние, которое очень легко выразить с помощью руки. Это довольно быстрые вещи, которые в разной технике делаются таким образом.

*внесен Минюстом России в реестр иноагентов