Найти в Дзене
Гут Шабес!

Синагога Йоав. Герат, Афганистан

Примерно в 7 веке новой эры ряд еврейских торговцев и кожевенных мастеров мигрировали с Ближнего Востока по Шелковому пути и, прибыв в Афганистан, поселились в пограничном городе Герат. Синагога Йоав отражает жизнь евреев в нееврейского мире. В Герате исламский закон запрещал строительство новых синагог без разрешения местных лидеров. Он так же ограничивал восстановление существующих синагог, несмотря на то, что евреи Герата считались зимми, то есть немусульманский населением, которому гарантировалосьправо исповедовать свою веру. Кроме того, правители города не хотели, чтобы синагоги конкурировали с мечетями за доминирование в городском пейзаже, особенно в отношении высоты, расположения и орнаментов. Поэтому синагоги Герата обычно сливались с окружающей городской средой. Качество жизни еврейских жителей Герата значительно различалось на протяжении веков. В одно время афганские евреи были насильственно изгнаны в соседние страны, а в 1839 году афганское правительство санкционировало разг

Примерно в 7 веке новой эры ряд еврейских торговцев и кожевенных мастеров мигрировали с Ближнего Востока по Шелковому пути и, прибыв в Афганистан, поселились в пограничном городе Герат. Синагога Йоав отражает жизнь евреев в нееврейского мире. В Герате исламский закон запрещал строительство новых синагог без разрешения местных лидеров. Он так же ограничивал восстановление существующих синагог, несмотря на то, что евреи Герата считались зимми, то есть немусульманский населением, которому гарантировалосьправо исповедовать свою веру. Кроме того, правители города не хотели, чтобы синагоги конкурировали с мечетями за доминирование в городском пейзаже, особенно в отношении высоты, расположения и орнаментов. Поэтому синагоги Герата обычно сливались с окружающей городской средой. Качество жизни еврейских жителей Герата значительно различалось на протяжении веков. В одно время афганские евреи были насильственно изгнаны в соседние страны, а в 1839 году афганское правительство санкционировало разграбление принадлежащей евреям собственности. Не смотря на то, что дискриминация, погромы и грабежи продолжались в течение всего девятнадцатого века, еврейская жизнь ненадолго улучшилась в 1929 году, когда евреям в Афганистане были предоставлены равные права. После 1933 года, на фоне растущего антисемитизма во всем мире, Герат был одним из немногих афганский городов, откуда евреи не изгонялись.

В еврейском квартале Герата изначально располагались четыре синагоги, в том числе Йоав, которая является единственной сохранившейся, даже если она является лишь пыльным воспоминанием о былом величии квартала. Что типично, Йоав представляет собой скромный фасад с несколькими выходами на улицу. По небольшим орнаментам, украшающим фасад, наблюдатель, нынешний или бывший, вряд ли заподозрит, что внутри находится еврейский молитвенный дом. Отсутствие у синагоги внешних опознавательных знаков и толстые стены из сырцового кирпича помогают ей гармонировать с окружающими зданиями и местным архитектурным стилем.

Как и мечети в Герате, синагога состоит из куполообразного молельного зала, окружённого проходами со стенами и потолками из кирпичной кладки, покрытой штукатуркой, украшенной великолепными узорами, в том числе геометрическими, что типично для построек династии Тимуридов, правившей во времена основания синагоги. Кроме того, в соответствии с местной архитектурой, синагога выходит во двор. Даже форма ниш, в которых хранится Тора, напоминает формы мусульманских молитвенных домов, не говоря уже о богато нарисованных цветочных узорах, вдохновленных персидским орнаментом, которые украшают главное святилище. Ключевыми отличиями являются немного более широкий центральный проход, надписи на иврите и ориентация ковчега со свитками Торы лицом к Иерусалиме (а не к Мекке).

Давление к ассимиляции прекратилось, когда в 1978 году евреи покинули город. Советские воздушные бомбардировки впоследствии разрушили большую часть четырёх синагог Герата. В последнее время было предпринято несколько попыток отремонтировать синагогу, например восстановить ее яркие картины и лепные украшения. В настоящее время синагога служит образовательным центром для местных детей.