Французская писательница, посвятившая около полувека своей жизни творчеству в стиле автофикшен, Анни Эрно стала лауретом Нобелевской премии по литературе в 2022 году. О своей победе Анни узнала далеко не в праздничной атмосфере, а в простой домашней обстановке за экраном ТВ. Как это не странно, международная реакция была настолько положительна что многие издательства в своих интервью высказали лишь самые положительные отзывы как о произведениях так и об авторе.
Анни Терез Бланш Дюшен в прошлом учитель и доцент кафедры литературы, преподавала в различных учебных заведениях, но большую часть своей жизни посвятила преподавательской деятельности в центре дистанционного образования. На карьере писателя Анни Эрно сосредоточилась уже на рубеже веков.
Первая книга, выпущенная в 1974 году, "Пустые шкафы" - отражала в себе личную жизнь автора, это как "крик" души, тайны которые можно было открыть лишь читателю. Писательство для Эрно во многом было как терапия.
С 1980 -х годов, Анни увлекалась мемуарами. Любовь, семья, болезнь матери и собственная болезнь раком - всё это было отражено в произведениях. Всего у Анни Эрно издано 13 романов. Многие работы автора стали адаптированы на сцене, в театре, аудио-книги и даже радио-спекталь. Работы Эрно это не только мемуары, Анни принимает активное участие в исследованиях о социальных конфликтах среди мужчин, современных женщинах-романистах, политических движениях.
О творчестве Анни Эрно хорошо знают не только во Франции но и в России. В нашей стране узнаваемость придал кинематограф, когда на экраны вышел фильм "Обыкновенная страсть" о романе Анни с русским дипломатом, а затем и нашумевшая экранизация по одноимённому роману "Событие" за создание которого Венецианский кинофестиваль подарил премию "Золотой лев".
Но всё таки, почему Анни Эрно в настоящем литературном мире на столько значима? Почему Нобелевский комитет обозначил премию как "За мужество и клиническую точность"? Эрно в своих произведениях четко разделяет классовое и гендерное неравенство, отстаивает позицию женщин. Её книги дают понять и почувствовать даже то, что порицается, ведь в нашей культуре до сих пор сохранены различные формы запретов и стыда, которые при этом так неоднозначно пропагандируются свободой. В своих произведениях Анни создаёт внутренние портреты внешности, возрождает наследие бедных и амбициозных людей.