В результате подрыва на противопехотных минах в освобожденном Кельбаджарском районе Азербайджана пострадали четверо военнослужащих и четыре гражданских лица. Инцидент произошел во время ремонтно-строительных работ. Один из военнослужащих скончался от полученных ранений.
В связи с произошедшим омбудсмен Азербайджана Сабина Алиева обратилась к международной общественности. Она призвала осудить военно-политическое руководство Армении, которое отказывается предоставить точные карты минных полей, в результате чего гибнут гражданские лица и военнослужащие.
А глава пресс-службы МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде в своей публикации призвал осудить отказ Армении предоставить полные и точные карты местонахождения сотен тысяч мин, установленных ею на территории Азербайджана, продолжающиеся действия этой страны по загрязнению территории АР минами.
Мир протестует, а люди гибнут
Вопрос минной угрозы актуален для многих регионов мира. Неслучайно в 1999 году 162 страны поддержали принятие Оттавской конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства, передачи противопехотных мин и их уничтожении. Однако к документу не присоединились ведущие военные державы и страны, на территории или границах которых существуют военные конфликты. В итоге выполнение положений данной конвенции все еще осложнено.
Несмотря на это, ведутся определенные работы по выявлению фактов, нарушающих требования Оттавской конвенции. По оценкам экспертов, на сегодняшний день в мире установлено до 100 млн противопехотных мин, а на складах в странах, не присоединившихся к конвенции, хранятся еще около 50 млн мин.
По данным международных наблюдателей, Азербайджан входит в число стран, территория которых сильно загрязнена минами.
Минная угроза сохраняется
Вопрос минной угрозы в западных регионах Азербайджана приобрел особую актуальность после 44-дневной войны 2020 года. Сразу после окончания боевых действий азербайджанские военнослужащие доложили о повышенной минной опасности на освобожденных территориях. На уровне руководства АР поднимался вопрос о необходимости передачи Арменией карт минных полей в регионе.
В первое время в Ереване заявляли, что не обладают такими картами. После многочисленных переговоров и обращения международных посредников летом 2021 года Армения предоставила карту минных полей на некоторых территориях в ответ на освобождение 30 осужденных в Азербайджане армянских диверсантов. Но проблему это не решило. Тогда же президент Ильхам Алиев заявил, что Армения не передает Азербайджану карты минных полей на освобожденных территориях, а точность уже переданных карт составляет всего 25%.
Особняком в этом контексте стоит вопрос о минах, установленных армянской стороной после принятия трехстороннего заявления в ноябре 2020 года. Последними примерами раскрытия такой деятельности является ситуация в северо-восточной части горы Беюк Ишиглы Лачинского района, где были обнаружены 122 противопехотные мины типа Э-001 М производства Армении 2021 года выпуска, и на высоте Сарыбаба того же района, где обезвредили 350 аналогичных противопехотных мин армянского производства.
Маркировка на минах говорит о том, что они были установлены уже после соглашения между сторонами о прекращении огня.
Препятствие на пути возвращения азербайджанцев на свои земли
Именно минная угроза указывается как основное препятствие, которое мешает возвращению азербайджанцев на освобожденные территории. Несмотря на титанические усилия азербайджанских саперов и помощь различных стран и международных организаций, рельеф местности, масштабы и изощренность методов минирования сильно тормозят процесс разминирования.
Особую обеспокоенность у саперов вызывают два факта. Во-первых, территории тех районов, для освобождения которых армянам было предоставлено дополнительное время, загрязнены минами гораздо сильнее, чем освобожденных в ходе боевых действий. А, во-вторых, скрытая установка мин армянскими военными и членами незаконных армянских вооруженных формирований продолжается до сих пор.
В Баку уверены, что улучшить ситуацию с минной угрозой в регионе могут соответствующие шаги Еревана и усиление контроля на азербайджано-армянской границе.