Найти тему
Культура Урала

Вениамин Метенков - фотолетописец Урала. История

Оглавление

Как все начиналось

Во второй половине XIX века фотография и ее возможности уже были известны многим, однако все еще оставались диковинкой. Посещение фотосалона было большим семейным событием. Таким оно стало и для семейства Метенковых: во время поездки в Москву на Всероссийскую политехническую выставку они побывали у Михаила Настюкова – одного из первых фотографов царской России. Вениамину Метенкову было всего 15 лет, и встреча с Настюковым и его подмастерьем Максимом Дмитриевым, будущим фотохроникером Поволжья, стала поворотной.

Родители-старообрядцы не одобряли подобного увлечения, считая фотоаппарат «бесовской штукой». Но и это не остановило начинающего фотографа. Купив с первых заработков фотоаппарат и вернувшись в родной Миасс, Метенков сначала ездил по окрестным селам и приискам, чтобы фотографировать за деньги портреты промышленников и золотоискателей. А затем открыл свое первое фотоателье.

Вениамин Леонтьевич Метенков, 1890-е годы
Вениамин Леонтьевич Метенков, 1890-е годы

В 1883 году Вениамин Метенков переехал в Екатеринбург, где также открыл фотоателье по адресу Вознесенский проспект, 22 (сейчас ул. Карла Либкнехта). Судя по рекламным объявлениям в газетах того времени, он делал индивидуальные и групповые фотографии, а также снимал копии с планов и чертежей, производил хромофотографии и печатал изображения в разных форматах.

Будучи членом Русского технического общества, он ремонтировал, конструировал и совершенствовал фототехнику и материалы, а также сумел наладить прямые поставки аппаратуры ведущих мировых производителей. Например, он продавал фотоаппараты и линзы Carl Zeiss, Kodak и Goerz, и названия этих уважаемых производителей украшали фасад магазина.

Любовь, семья и фотография

Портрет В.Л. Метенкова и его жены Е.В.Ожеговой, примерно 1895 г.
Портрет В.Л. Метенкова и его жены Е.В.Ожеговой, примерно 1895 г.

Супруга фотографа Евдокия Васильевна полностью разделяла страсть к фотоделу. Именно на ее имя в 1895 году был выкуплен особняк по адресу Вознесенский проспект, 36 (сейчас ул. Карла Либкнехта, 36). На первых порах магазин фотографических принадлежностей даже носил ее имя. Здесь они и жили, и работали: дело Метенковых объединило все направления – фотоателье, магазин, ремонт. Через несколько лет супруги усовершенствовали студию: они построили деревянный фотопавильон со стеклянным панорамным витражом. Такое окно, наклоненное под особым углом, пропускало максимум естественного света и помогало добиваться большей четкости изображения.

Страница из общего прейскуранта фотографического магазина В.Л. Метенкова, 1910 г
Страница из общего прейскуранта фотографического магазина В.Л. Метенкова, 1910 г

После революции, в 1919 году, Метенковы были вынуждены спасаться бегством вместе с отступающей белой армией. За время их отсутствия дом конфисковали, а фотопавильон разобрали. В 1920-е Метенков работал на разных должностях, так или иначе связанных с фотографией и кино, а также заведующим магазином при «Совкино». Он скончался в 1933 году в безвестии, его архив считался утраченным (как позднее оказалось – далеко не полностью).

Первопроходец и фотолетописец

Метенков первым на Урале стал использовать искусственный свет при съемке, и это требовало большой выдержки. Поэтому фотограф подбирал колонны или другие стилизованные опоры, чтобы люди в кадре могли разместиться с комфортом.

Вообще, Метенков с большой изобретательностью придумывал, чем порадовать своих клиентов. Одной из его новаций стала перспективная групповая съемка. Если раньше людей в кадре можно было располагать только на одной линии, то он смог добиться того, чтобы даже при сложной композиции не терялся фокус на лицах. Для таких групповых портретов подбирались специальные декорации и фоны. Декорации, фоны, различные атрибуты – ателье можно было посещать регулярно, и каждый раз выходить с портретами в новом антураже.

Т.А. Кузнецова, портрет девочки в фотопавильоне, после 1889 г.
Т.А. Кузнецова, портрет девочки в фотопавильоне, после 1889 г.

Для артистов фотограф разработал специальное предложение – печать афиш и пригласительных билетов с портретом. Метенков нашел способ даже для мгновенной печати: через пять минут после съемки были готовы «ферротипии» на металлических пластинах. А также хромофотографии, зеркальная эмаль, печать даты на фото, хранение негативов и многое другое.

Екатеринбург, вид юго-западной части города, 1890 г.
Екатеринбург, вид юго-западной части города, 1890 г.

Если фотопортреты принесли Метенкову славу при жизни, то видовые съемки уральских пейзажей и заводов сохранили его в веках.

Индустриальные ландшафты с сильными машинами и промышленной архитектурой, суровая природа, древние горы и могучая Чусовая, нарядный Екатеринбург и повседневный быт заводчан – кажется, его интересовало буквально все. В поисках оригинальных решений, фотограф первым стал снимать городские пейзажи с верхних точек – колоколен храмов. Именно по его снимкам мы знаем панораму старого Екатеринбурга.

Екатеринбург, Кафедральный собор, начало ХХ века
Екатеринбург, Кафедральный собор, начало ХХ века

Метенков дружил с Дмитрием Маминым-Сибиряком. Писатель обращался к нему за иллюстрациями к своим произведениям, посвященным Уралу, а также, конечно, сам ходил фотографироваться в ателье – и один, и с семьей.

Трудно сказать, сколько фотографий Урала было создано мастером, но только сохранившееся наследие Метенкова насчитывает сотни снимков. Среди самых известных альбомов – «Виды Урала», «Виды города Екатеринбурга», «Река Чусовая», «Виды Сибирско-уральской научно-промышленной выставки».

Река Чусовая. Выход барок из гавани Уткинского завода. Конец XIX - начало XX века.
Река Чусовая. Выход барок из гавани Уткинского завода. Конец XIX - начало XX века.

«Дом Метенкова»

В 1993 году был основан, а в 1998 году открыт единственный на Урале фотографический музей. И вполне логично, что разместился он в уцелевшем особняке, где некогда жил и работал самый известный фотограф старого Екатеринбурга – Вениамин Метенков. В основу фонда музея легла частная коллекция Евгения Бирюкова: техника, снимки, афиши, открытки и другие артефакты, связанные с развитием фотоискусства на Урале.

Текст: Тина Гарник, фото из фондов Музея истории Екатеринбурга.

Больше интересных статей на Культура-Урала.РФ