Это наша вторая беседа в рамках поддержки людей, которые борются с раком. Как они столкнулись с болезнью, что делают сейчас, чем мы можем помочь, и как парковые пробежки могут их поддержать. На прошлой неделе мы поговорили с Наташей и узнали её историю.
Андрей Летуновский поговорил с автором канала @runandroll Владимиром Болотиным, который... Да, который тоже...
Привет, дружище. Я одним из первых узнал от тебя о диагнозе. Для меня это было шоком. Я попытался поддержать словами "Всё будет хорошо!" и прочим, но за ними был огромный внутренний страх и растерянность. Одним из мифов про рак является то, что полная диагностика организма позволит узнать о нем на ранних стадиях и предупредить. Ты занимаешься спортом и наверняка проходил обследования. Как ты узнал про рак?
Привет. Возможно, полный чекап организма и позволит выявить сразу все заболевания, но кто так делает? Даже продвинутые бегуны покупают справки... Но, а если что-то проверяют - то это по беговой части, конкретные вещи. Да, например, можно периодически проверять кровь - она один из показателей того, что с организмом что-то не так. Правда, в моём случае кровь на протяжении всех обследований была в норме - я сдавал её с мая месяца, когда пришел в поликлинику с совершенно другим вопросом.
Даже в июле, когда я пришел уже к терапевту с вопросом "Доктор, брился и заметил шишку, все нормально?", кровь оставалась в норме. Да и сейчас после трех курсов химии она хорошая. Так что тут всё индивидуально - рак он же разный и он не похож на ОРВИ, к сожалению. Кто-то ловит на ранней стадии, кто-то на не очень.
Вот с лимфоузлов у меня и началась эпопея - проверяли все, смотрели, не понимали, пока я не попал к онкологу, который меня отправил на консультацию в 62-ю онкологическую больницу. Там меня осмотрела завотделением ЛОР, взяла биопсию, направила еще на исследования и уже 30 сентября - у меня был диагноз. Он был бы на пару недель раньше, если бы не перелом руки, который меня чуть притормозил...
Расскажи, что испытал когда поставили диагноз. Какие у тебя были первые чувства, эмоции, мысли?
Ну что я испытал? Шок. Даже читая на бумаге не хотелось в это верить. Казалось бы, довольно здоровый образ жизни веду, а тут такая болячка... Эмоции были не очень, ком в горле стоял почти постоянно, слезы наворачивались, как только я начинал думать о детях - страшно за них было в первую очередь...
В общем, мыслей было много, они были хаотичные, с эмоциями я катался на качелях, отгонял о себя самое плохое, слушал слова поддержки от близких. Сложно было ещё с мамой - в начале августа умер её старший брат, мой дядя, как раз от онкологии, организм не выдержал химию; и она боялась, что сценарий может повториться... и поэтому её первой реакцией было отговорить меня от курса химии - это вот такое неприятие болезни сразу. Но мы поговорили и обсудили, после чего всё стало ок.
Я довольно быстро прошёл все стадии принятия. На врачебном консилиуме мне дали понять, что в моём случае всё лечится и довольно эффективно. Когда спросил про цифры, стадии, квалификации болезни (а в бумажке с диагнозом их было много), мне сказали, что все эти цифры для них, для врачей, а мне не нужно об этом думать. Ну и я и не стал... Я не гуглил диагноз, методы лечения, не проверял лекарства, просто доверился врачам и решил для себя, что и с этим справлюсь.
Говорят, что больные раком испытывают дефицит общения. Круг общения по разным причинам сужается: беседы с людьми сводятся исключительно к вопросам о здоровье и возникает неловкость и даже раздражение, избежать которые можно только прекращением общения. Ты сталкивался с чем-то подобным? Диагноз - стал для тебя причиной одиночества?
Я вообще не очень общительный и довольно замкнутый. И первой мыслью было вообще никому не рассказывать, что происходит. Однако всё-таки есть ближний круг, им нельзя было не сказать (сложно было рассказывать про всё дочери, но это было необходимо). Потом стало понятно, что есть друзья, которым тоже нужно сказать, потому что из-за лечения меняется всё - и рабочий график (тут мне, можно сказать, немного повезло - я был безработным на момент начала лечения), и личная жизнь, и возможности заниматься спортом, и количество свободного времени, и досуг...
Мне повезло, меня особо не терроризировали с диагнозом, я не особо часто пересказывал свою историю. Дефицита общения не было, я особо не прятался и старался вести прежний образ жизни. Одиночества не испытывал, иногда даже наоборот хотелось побыть одному...
Ты довольно долго держал свой диагноз в секрете от широкой публики, если можно так сказать. Недавно ты сделал большой пост в Instagram. Скажи, что повлияло на твое желание высказаться и почувствовал ли после этого ты поддержку сообщества?
Да, я долго думал, стоит ли рассказывать про болезнь в эфире... Сперва не хотел, посты были с некоторыми намёками и только. Но время шло. Знаешь, как говорится, "знают двое - знают все". Постепенно, информация по крупицам выходила за пределы ближнего круга; не все могут держать в себе такую негативную информацию, её нужно отпускать, чтобы она не съедала тебя... Возникали вопросы, куда я пропадаю, чего так часто в больнице - спрашивали, всё ли нормально с рукой (можно было бы воспользоваться уловкой, но я не стал), к внешнему виду тоже возникли вопросики - я сильно похудел, появились круги под глазами (сон нарушился очень сильно и постоянная усталость из-за химии)... в общем, напряжение нарастало, информации было мало, а вопросов становилось всё больше.
И последней, кто меня подтолкнул к написанию поста, стала Катя Зыкова. Мы сидели на трибунах соревнований "Скорость" и она спрашивала, чего я так не очень выгляжу - как всегда, с шутками и одна из них была про рак. Мы посмеялись, но потом Катя сказала, что странно, что я молчу об этом, что сообщество может дать помощь и поддержку... Я еще какое-то время подумал и потому решился написать.
Не ожидал такого отклика, было очень трогательно и до слёз. Всем благодарен за слова, за подписки на рассылку, за донаты...
Как проходит твой процесс лечения сейчас? До того как столкнуться с этим самому - знал ли ты что-нибудь о том, как лечат онкологические заболевания?
Лечение идёт по плану. Три курса химиотерапии позади, начали химиолучевую терапию. Динамика хорошая, врачи там на своём врачебном постоянно говорят, но я понимаю, что всё хорошо и лечение помогает.
Что я знал - всё то, что видел в кино и сериалах, что читал в книжках. Некие штампы о болезни, которые предлагает массмедиа. Капельницы, больничные палаты, потеря веса и выпадение волос - вот это всё...
Чем больше знаешь о болезни, тем проще ее лечить. Ты углублялся в ее изучение?
Я уже сказал, что ничего не гуглил... Сперва я принял факт, что есть рак. Потом услышал на консилиуме, что это эффективно лечится. И затем последовал совету лечащего врача и не стал накручивать, чтобы не нервничать. Так и продолжаю. И как я отметил, это хоть и не ОРВИ, но я для себя принял именно такое сравнение - только лечить нужно подольше.
Разрядим обстановку - у тебя и до этого была эффектная прическа в стиле Вина Дизеля, а сейчас по твоему внешнему виду почти невозможно сказать, что ты проходишь курс лечения. Твоя прическа помогла тебе с психологической точки зрения легче перенести факт лечения?
Химия влияет сильно на организм. Она эффективна против плохих клеток, но, к сожалению, оказывает влияние и на здоровые. Одна из побочек - потеря волос. Для кого-то это критично (для женщин уж точно), кто-то спокойно к этому относится. Про волосы на голове особо не переживал, всё-таки двадцать с хвостиком лет я брил голову. По мне не видно, что волосы выпадают, но я вижу, что они не растут (и не только на голове, да-да). Так что сейчас просто экономлю на станках и пене.
Мы с тобой давно знакомы, но давай и читатели познакомятся поближе. Расскажи про себя. Семья, работа, увлечения.
Ну что тут рассказать? Мне 42 года, живу в Зеленограде, бегаю больше 10 лет. Я в разводе, у меня двое детей, дочь живёт со мной, сын - с мамой.
Со школы сочиняю истории, учился в Литературном институте, работал разные работы, но чаще все они были связаны с контентом. Активно занимаюсь блогерством с 2006 года, когда запустил книжный блог. С 2016 года занимаюсь проектом @RunandRoll - сначала с партнерами, сейчас один. Вот уже больше года выпускаю рассылку "Кластер B" и вместе с Яной Кржижановской делаю подкаст afterparty.
Если говорить о работе, то сейчас телеграм-канал и рассылка - это мои основные источники дохода. Но с недавнего времени я присоединился к проекту "Помогаю побеждать" - фандрайзинговому направлению фонда "Спорт для Жизни". Мы пока громко не объявляли об этом, но скоро расскажем официально. И возможно, что будет ещё одно громкое объявление, но пока это секретик.
Поговорим про бег. В твоей беговой регулярности кроме пятничных забегов NC//NC были и субботние паркраны. Как сейчас с этим? Удаётся заглянуть в Зеленоград на 5 вёрст или куда-то ещё?
Последний раз полноценно я бегал в августе. Потом упал с велика и сломал руку - пауза на 60 дней, хоть гипса и не было, бегать с заживающей рукой так себе. После первого курса химии силы были и я попробовал немного побегать; после второго - желания надеть кроссовки уже не было. Сейчас хочется выйти, но там то снегопад, то лужи, то гололед... Плюс я постоянно завязан на посещение врачей... В общем, как в старой доброй поговорке - начну с 1 января.
По субботам я давно уже никуда не заглядывал, но надеюсь исправить это в ближайшем будущем.
Есть ли планы, старты, забеги, где ты хотел бы принять участие после окончания лечения?
Планы строить сложно - не только из-за лечения, но из-за общей обстановки в стране и мире. Скажу так: меня позвали в Дагестан, снова помогать с разметкой; я хотел бы пробежать "Апрель" и пятерку на МПМ. Надеюсь, что все сложится.
Ты делаешь рассылку "Кластер В" в которой есть колонка PRO parkrun. Для чего она рассылке?
А я даже не знаю, для чего (смеется). Началось, как эксперимент - а я люблю экспериментировать. Ну и переросло в полноценную рубрику, которая разбавляет мой авторский контент. Мне кажется, это интересно - дайджест новостей на тему паркрана. К тому же вы делаете хорошие интервью и у вас отличный подкаст.
Как лечение повлияло на твои проекты?
Сначала я думал тормознуть. Была сильная апатия, ничего не хотелось. Но потом я решил продолжать, делая вид, что ничего не происходит. Поэтому не стал ничего бросать. К тому же с начала лечения я начал заниматься с коучем, мы пытались найти точки роста для меня и проектов - получилась такая бизнес-психотерапия и считаю, что это было успешно: придумали разные фишки, форматы, попробовали гипотезы и многое другое.
Очень помогли приглашенные авторы для рассылки - как раз это совпало с моими курсами химии. Очень интересный и удачный эксперимент, я считаю. Спасибо тебе большое, Саше и Яне. Думаю, что надо будет придумать ещё что-нибудь в новом году.
Сейчас ты продолжаешь вместе с Яной делать подкаст afterparty, который насчитывает несколько сезонов. Повлияло ли лечение на работу над этим проектом?
График записи пострадал, периодичность выхода нарушилась. Но с другой сторону - у нас изменился формат в третьем сезоне, мы записали несколько партнерских выпусков. Вообще третий сезон - большая заслуга Яны, она, можно сказать, всё вытащила на себе.
У вас в подкасте часто бывает рубрика блиц. В этом вопросе сделаем, что-то похожее только наоборот: какие три "вещи" ты посоветовал бы тем, кто сейчас переживает такой же период, как ты.
- Не сдаваться.
- Не накручивать.
- Верить в себя и врачей.
Вов, ты постоянно на безвозмездной основе помогаешь анонсами в канале @runandroll различным фондам и благотворительным забегам, размещая о них информацию бесплатно. А после того, как ты рассказал про свою болезнь, кто-то из них обратился с предложением помочь?
Нет, от фондов предложений не было. Не думаю, что меня читают фонды - тем более я нигде кроме инстаграма не писал про болезнь. Были (и периодически возникают) предложения о помощи личного характера. Но пока все нормально, помощи особой не нужно, достаточно имеющегося ОМС.
Лично тебе чем можно помочь прямо сейчас?
Мне вообще мало надо. Но можно поддержать мои проекты - подписаться на канал и на рассылку, запостить про них, рассказать другим - это было бы классно. Я хочу продолжать развивать свои проекты, и хочется верить, что они одни из лучших медиа в своей нише.
А может тогда скажешь, кто нуждается в помощи? Люди, фонды?
Фонды - да. И люди, которым они помогают соответственно. Найти фонд довольно просто - загуглить. Или прям в банковском приложении это можно сделать - у многих есть переводы в пользу благотворительных организаций; Тинькофф запустил возможность переводить накопленный кэшбэк в фонды - достаточно выбрать тот, которому хочется помочь. Можно помогать различным НКО, которые работают с бездомными или беженцами (та же Катя Зыкова много пишет у себя об этом - и это очень здорово); можно попробовать адресную помощь нуждающимся (кстати, есть такое приложение "Помощь"). Вариантов много, было бы желание.
И можешь ли ты посоветовать что-то людям, которые столкнулись с раком именно с точки зрения практических шагов. С чего начать, как действовать, куда идти.
Вот чего-чего, а советов я никогда давать не любил... Но если есть хоть малейшее подозрение - к врачу, хоть в свою поликлинику. Пройти все исследования и, если, не дай бог, подтвердиться, - принять и лечится. И не сдаваться. И ещё - не бояться просить помощи и поддержки, всё будет обязательно - сам проверил.