Сашка нашел в лице пришедшего в 9 классе второгодника Валеры родственную душу. Он хоть и не был второгодником, но о «прелестях» жизни не с кем было поговорить, одноклассники не знали жизни. Сашка знал, старшие братья были «учителями». Братья брали Сашку в компанию. Посидеть с девахами, болтая, покуривая, цедя винцо. А тетки, как их называл про себя Сашка, порой заигрывали с ним и многое позволяли, не жизнь – кайф. Приходя в школу, смотрел на «мелюзгу», которая жизни не знала, ему становилось скучно, может по этому в учении был последним, переваливался с двойки на тройку, да и то благодаря учителям, тянули к аттестату. И внешне Сашка был под стать знаниям жизни, высокий, стройный, с бронзовым, всегда улыбающемся лицом, шевелюрой густых волос, тоже казавшимися отливающихся бронзой, толи от гемоглобина, толи от радости в жизни.
Валера был не похож на Сашку. Ему уже исполнилось 16 и он не просто знал «истинную» радость в жизни, но и регулярно спал с соседкой по коммуналке Веркой. Валеру сформировал тестостерон, он брился и ходил с волосатой грудью, все тело было волосатым, может и не тестостерон виноват. И ростом был не высокого, но жилистый и коренастый, как говорится уже заматерел в свои 16 лет. Отца помнил как вечно пьяненького малого, как правило спящим. Уходил в школу – спит, приходил – спит. А потом и вовсе пропал. Валере никогда не было интересно, кто был отец, чем он занимался, но наверно участие отца в том , что Валера не был склонен к алкоголю было.
Вот родственные души встретились, заняли последнюю парту и стали ждать аттестатов. Между собой им общаться очень легко было, не надо было формулировать, определять, все было кратко и друг другу понятно, так мат и работает в людской речи. На перемене выйдут в школьный сад, покурят, обменяются информацией на местные события: «Слышал, вчера Колька с Кривянки, поберушку трахнул? Та орать...» Или: «Нашего придурка нарядили в шинель и пилотку нацепили, он так по поселку и бродил.»
Жизнь класса Сашку и Валеру не интересовала, говорить с мальцами не о чем. С последним звонком их выносило из школы в их полную интереса жизнь. Так они не замеченными и добрались до аттестатов. Валера правда подрался с учителем математики, так тот сам на рожон полез, ну классный, опытный мужик, замял, все правильно сделал, как нужно для школы и получается для Валеры.
Валера из армии пришел сержантом, уговаривали остаться на сверхсрочную, хороший был помощник командира взвода, не согласился, хотелось в поселок к Верке. Валера стал милиционером, в поселковом отделе милиции такие кадры были нужны и для Валеры самое подходящее место. Криминальная жизнь в поселке отсутствовала, а мелкое хулиганство было разминкой при просиживании штанов в отделе милиции. На майские праздники 1976 года как всегда весь отдел милиции на проспекте Энергетиков, где мимо стоящего руководства ГРЭС на трибуне, в числе которых стоял и его бывший классный руководитель, теперь директор школы, мимо этой трибуны как мини Мавзолея, на фоне памятника Ленину и портретов членов политбюро с «любимым» Леонидом Ильичом, проходили трудящиеся и кричали ура: Мир, Май, Труд, Пролетарии соединяйтесь, Да здравствует Победа! Пост Валеры был на против трибуны, рядом по тротуару бродили освободившиеся от демонстрации трудящиеся, некоторые с ним здоровались, попадались и одноклассники. Все смеются, приветствуют знакомых, сирень цветет, солнце греет, дополнительный выходной, скоро все будут за праздничным столом, действительно праздник! В поле зрения попал высокий военный. Привлек своей статью. С ним молодая женщина, у военного ребенок на руках. Военный поворачивается и Валера узнает Сашку. Про себя даже воскликнул матом. Сашка тоже узнал. Одноклассники. Сыплются: ты как, ты что, ты где… Помятый Валера оправил форму, а Александр курсант, на рукаве 3 шеврона – на третьем курсе. Ребенок ноет: ну пошли… Жена Сашки тоже отходит. Сашка машет рукой, мол еще увидимся и Валера опять на посту. Особой зависти нет, скорей удивление. Это же надо, может стремление к знаниям прорезалось, вспоминая общение с Сашкой в школе, было нереально. Смачно сплюнул и стал опять смотреть на демонстрацию.
Сашке прорезаться ничего не требовалось. Служа в армии, пошел на танцы, приглянул дивчину, готовую к празднику. Используя свои внешние данные и знания жизни, соблазнил, желающую соблазниться. Оказалась дочь большого военного начальника в округе. Ей же главное любовь, а все остальное приложится. Ну и тесть сразу приложил Сашку к военному училищу.
В 1980 году криминальная обстановка резко ухудшилась в поселке. Стали продавать гашиш, объявились и поселковые фарцовщики. То-ли власть стала худой, то-ли Леонид Ильич постарел, то-ли афганские события влияли – жизнь стала хуже, жить стало не веселей. Милиция перешла на оброк известного ей криминала. Когда Валера увидел не знакомого мужика у кассы в магазине с ножом в руке, он среагировал на автомате, наверно если бы был знакомый, было бы по другому. Подскочил, схватил запястье с ножом, а вторую руку пытался завернуть за спину. Мужик оказался крепким. Смог выдернуть руку с ножом и поворачиваясь ударил нападавшего. Удар ножом пришелся по левой руке, но в руку не попал. Мужик пытаясь скинуть Валеру, потерял равновесие и упал на спину, рука с ножом ударилась о угол прилавка и нож выпал. Так Валера оказался с верху мужика, прижав коленом шею с звериным оскалом и наваливаясь на шею мужика, завладев ножом, уставил его в глаз мужика, матерясь, обещал воткнуть нож в глаз, если мужик не перестанет рыпаться. Милицейская форма наверно тоже сыграло свою роль. Так Валера обезвредил рецидивиста числящегося в розыске, получил медаль и стал старшим сержантом.
Теперь на майских демонстрациях Валера стоял с гордой осанкой с медалью на груди. Немного пополнел, но выглядел браво. Классный руководитель подходил похлопать по плечу, прежде чем подняться на трибуну, знакомые подходили, кто еще не знал, интересовались, что за медаль. Одноклассники говорили про ребят, кто служит, кто-то видел Сашку в лейтенантских погонах. Валере это было не интересно, у него и здесь все хорошо. Пройдет два шага, повернется, медаль сверкнет. Окидывает проходящих своим уже опытным милицейским взором.
С началом перестройки криминал гулял везде и как опытный, Валера знал куда надо зайти, а куда лучше не соваться. Он не просто пополнел, за счет маленького роста, просто колобком стал. Быстро уставал. Вот и сейчас шел на работу не спеша. На скамейке у памятника Ленину приметил сидящего, наверно в дремоте, мужика. Надо его отогнать от памятника, все же центр поселка. Подошел, тыкнул кулаком в плечо. Мужик голову поднял и уставился помутневшим от выпивки взором на Валеру. Помятое лицо расплылось в гримасе улыбки, зажелтели зубы и Валера узнал Сашку. Сашка пытался встать, но резкое движение ему не удалось. Сашка вкратце рассказал, в вперемежку с приглашением выпить, что жена ушла, из армии поперли, вот теперь вернулся в поселок. Валера еще раз сказал, чтобы Сашка шел домой и повернувшись не оборачиваясь медленно «покатил» на дежурство.