Бабка Симониха нынче летом шагнула в свой девяностый год. Она уже и сама почти забыла, что ее зовут Матрена, все односельчане привыкли, что она – бабка Симониха.
А ведь когда-то, в самые светлые свои детские годы, мама и папа звали ее Мотей. Давно это было. Да и с ней ли? Да и было ли это вообще?
Немало лет за плечами бабки Симонихи, но как же они быстро пролетели-пробежали… А уж сколько всего было в ее жизни и хорошего и не очень. Да это и не удивительно – не бывает у человека все в жизни гладко.
Эх, кабы не война… Она разрушила их жизнь, сорвала их семью с места. Эвакуировали тогда ее семью из родных теплых краев в холодную Сибирь.
Это она, война проклятая, забрала их отца. На него тогда, зимой сорок второго, пришла похоронка. Пoмepтвeлa мать, зашлась в кpикe, прочитав казенную бумагу. Плaкaли они, четверо детей, глядя со cтpaxом на нее. Мотя помнит тот день, будто это было вчера.
Не смогла мать вынести страшное известие. Слегла и больше не встала. Вскоре ушла вслед за отцом. Не пережила потерю, слишком любила отца.
Детей после этого разбросала, развела судьба. Кто-то в деревне взял старших в дом помощниками по хозяйству, а двое младших - Мотя и ее братишка Гена оказались в детдоме.
Потом Гену взяла к себе в город семья стариков. Стал мальчишка упрашивать их и Мотю забрать, плохо ей одной в детдоме. Согласились они, взяли и ее к себе.
Но недолго ребята жили вместе. Вскоре старики ушли один за другим. И волею случая Мотя оказалась в деревне в чужой семье.
Работала от зари до зари, несмотря на свой малый возраст. Все приходилось делать по дому – мыть полы, стирать, доить корову, ухаживать за огородом.
Однако, так случилось, что хозяева разошлись, и Мотя оказалась не нужна им. Чтобы выжить – побиралась, за кусок хлеба нанималась в няньки.
Сидит вспоминает свою жизнь бабка Симониха и слезы на глазах.
- Неужели все это было со мной? Сколько же мне тогда было? Четырнадцать-пятнадцать, не больше. Хорошо, что колхоз взял тогда меня на работу.
Однажды в этих краях случилась засуха и чтобы спасти скот, колхоз отправил его в предгорье Алтая. Вместе с другими колхозниками туда была командирована и Мотя. Все лето, осень и зиму они там жили, ухаживая за скотом.
Именно там встретила Мотя и свою судьбу, своего Ивана. Он был родом из соседней деревни.
Вернулись они назад только весной. Приехали сразу домой к матери Ивана. Домик ее был небольшой - кухонька и комната. А у нее еще пятеро детей.
Видя чрезвычайно стесненные условия в этой семье, колхоз пошел им навстречу и выделил молодым комнату в колхозном доме.
- Сошлись мы тогда с Иваном – оба голы, как соколы были, - говорит бабка Симониха, вспоминая то время. – Но были такие счастливые, молодые. Все нам казалось нипочем.
Так они и жили - нерасписанные. Иван не предлагал зарегистрировать брак, а Мотя и не настаивала.
Появился у них сын, потом - дочка.
Решили они дом свой ставить, а денег за душой ни гроша. Но не зря говорят - глаза боятся, а руки делают.
Собрали «помощь» и за лето поставили дом глинобитный из двух комнат. Крышу железом покрыли. Раньше-то земляные крыши были, дерном крытые.
- И тут душа у нас с Иваном винтом пошла – хотим ставни на окна! - улыбается бабка Симониха. – А денег-то нет. Правда, железа немного оставалось. Нашли плотника в соседней деревне, а тот и говорит: «Я вам ставни сделаю, а вы мне отдайте железо». На том и порешили.
- А уж когда сенки начали пристраивать, оказалось, что крышу нам нечем крыть, железо-то отдали. Пришлось ее глиной обмазывать. Но зато со ставнями были, – смеется бабка Симониха.
В новом доме родился их младший сынишка. Уже у них трое детей, а они до сих пор живут нерегистрированные.
Вот тогда-то Матрена взяла всё в свои руки.
Пошла в сельсовет, договорилась о регистрации. Вернулась домой, взяла Ивана под ручку и повела в сельсовет. Оттуда они вернулись уже официально мужем и женой. Вот так и поженились.
Давно уже выросли их дети. Нет уже и той деревни, где Матрена с Иваном построили свой первый дом. Деревня оказалась неперспективной, в ней сначала закрыли школу, потом магазин и люди разъехались кто куда.
Иван с Матреной перебрались в соседнее село в новый большой дом.
Давно уже бабка Симониха живет в своем доме одна. Уже больше двадцати лет как нет ее Ивана.
Ее дочь живет совсем рядом, через дорогу от нее. Навещает мать каждый день, помогает во всем.
Сыновья частенько приезжают из города в родительский дом, чтобы увидеть, обнять мать, сказать ей, что соскучились.
Не забывают свою бабулю и внуки-правнуки. И всем она рада, всех ждет и привечает. Для каждого у нее готовы гостинцы.
Бабка Симониха счастлива. Она не торопится на небеса к своему мужу.
- Туда всегда успеем, зачем туда торопиться. Вы посмотрите, как же хорошо на свете жить...
Благодарю вас, друзья, за лайки и подписку на мой канал.