Найти тему
94,5K подписчиков

Росатом-2022: экологичный взгляд в будущее

  фотобанк «Страна Росатом»
фотобанк «Страна Росатом»

Создание новых экологических видов топлива, развитие Северного морского пути и строительство новых энергоблоков в разных странах мира — это лишь часть того, что стало предметом гордости российской атомной отрасли в 2022 году. Продолжая международные проекты и создавая новые инфраструктурные площадки внутри РФ, «Росатом» смотрит в ближайшее будущее не просто с надеждой, а с уверенностью в завтрашнем дне.

Мощь мирного атома

В условиях непростой ситуации на мировом рынке энергоносителей атомщики по-прежнему остаются одними из самых надежных поставщиков электричества в наши дома — каждая пятая лампочка в России горит благодаря АЭС. В 2022 году выработка электричества на атомных станциях уже составила свыше 209 млрд кВтч, что превышает установленные целевые показатели. В планах — достичь рекордных 222 млрд кВтч.

Чтобы эта работа не прекращалась, «Росатом» ведет активно строительство новых энергоблоков. Летом на площадке Курской АЭС-2 состоялось важное событие — на энергоблоке № 1 был установлен корпус реактора. Кроме того, в августе текущего года начались подготовительные работы на площадках будущих энергоблоков Ленинградской АЭС и Смоленской АЭС-2.

Экологический подход

Энергия мирного атома в этом году уже позволила сэкономить выбросы углекислого газа в объеме свыше 102 млн тонн — именно столько выбрасывалось бы в атмосферу, если бы такой же объем электроэнергии вырабатывался угольной генерацией. Для закрепления эффекта «Росатом» стремится распространять экологичный подход на все сферы производства. Так, в 2022 году корпорация продолжила работу по строительству в России семи производственных комплексов по переработке отходов I и II классов — экотехнопарков, каждый из которых позволит перерабатывать 50 000 тонн отходов в год. Экотехнопарки будут представлять собой высокотехнологичные производственные комплексы со всей необходимой инфраструктурой и лучшим современным оборудованием.

Одновременно в этом году впервые в истории российской атомной энергетики состоялся перевод реактора на быстрых нейтронах на уран-плутониевое МОКС-топливо. Это произошло на реакторе БН-800 Белоярской АЭС в Свердловской области. В отличие от традиционного для атомной энергетики обогащенного урана, сырьем для производства таблеток МОКС-топлива служит оксид плутония, получаемый при переработке отработавшего ядерного топлива. Для атомной отрасли РФ перевод реактора Белоярской АЭС стал важным этапом создания замкнутого ядерного топливного цикла.

Важным экопроектом «Росатома» в 2022 году стал старт строительства первого российского завода по производству литий-ионных аккумуляторов. Ожидается, что он позволит обеспечить потребности отечественных производителей электротранспорта — первые батареи сойдут с конвейера в 2025 году.

Успехи за рубежом

Вместе с развитием экологичной энергетики в России «Росатом» продолжает развивать свои зарубежные проекты. Несмотря на санкции, а во многом и вопреки им, на всех зарубежных площадках достигнуты значительные успехи. В этом году подразделение ТВЭЛ выполнило первую отгрузку в Китай ядерного топлива для реактора на быстрых нейтронах CFR-600 — главного проекта КНР в области «быстрой» атомной энергетики. С запуском первого энергоблока CFR-600 АЭС «Сяпу» в провинции Фуцзянь станет единственной за пределами России атомной электростанцией с «быстрым» реактором большой мощности.

Продолжается строительство на крупных зарубежных площадках «Росатома» в Египте, Турции, Индии. Летом стартовало возведение египетской АЭС «Эль-Дабаа». На турецкую АЭС «Аккую» в марте был доставлен первый турбогенератор, а на очередном энергоблоке АЭС «Куданкулам» в Индии в июле было смонтировано оборудование реакторной установки. Особое значение в ситуации неясных перспектив сотрудничества РФ с Европой приобретает получение российскими атомщиками разрешения на строительство АЭС в Венгрии, ведь лицензия на строительство такого типа энергоблоков была выдана впервые на территории Евросоюза.

Развитие СМП

Президентом поставлена задача к 2024 году увеличить объем перевозок по Северному морскому пути — главной транспортной магистрали российской Арктики — до 80 млн тонн, и «Росатом», являясь инфраструктурным оператором СМП, уверено выполнил плановые показатели этого года. А в ноябре на воду был спущен третий серийный универсальный атомный ледокол «Якутия» типа 22220, именно такие ледоколы позволят обеспечить круглогодичную проводку судов в восточной части российской Арктики. Одновременно с этим в 2022 году был установлен рекорд по объему исследований акватории Северного морского пути — проведена съемка более 45 тыс. км рельефа дна. Высокий темп исследований позволит увеличить количество новых маршрутов на СМП.