Найти тему
Myslo.ru

Детский инклюзивный театр «Радуга» делает счастливыми особенных детей

Первые занятия театральной студии проходили в 2015 году. Этот вид реабилитации, так называемая арт-терапия, нужен для особенных детей так же, как и физическая реабилитация. Сначала на занятия ходили 5−6 детей, родители которых решили, что так можно помочь своим детям лучше и быстрее интегрироваться в общество. Но затем состав участников начал расти.

Жанна Веденкина, режиссер-постановщик и художественный руководитель детской инклюзивной театральной студии «Радуга», мама особенного ребенка:

Жанна Веденкина

- В 2018 году начались уже регулярные занятия в Общественном Ресурсном Центре при правительстве Тульской области. Постепенно мы разрабатывали адаптированную программу занятий. В 2019 году нас пригласили проводить занятия в Центре Внешкольной работы. Так как мы изначально планировали студию как инклюзивный коллектив, то к нам стали приходить нормативные ребята-волонтёры. И мы уже начали приглашать детей и молодых инвалидов в студию. Так постепенно наша труппа увеличилась.

В 2019 году театральная студия «Радуга» поставила первый спектакль «Незнайка и его друзья». С этим спектаклем юные артисты выезжали на разные площадки. Первое выступление состоялось в ДК Торхово , потом — фестиваль детского театрального творчества «Курочка Ряба» в музее-усадьбе «Поленово». А в 2021 году «Радуга» ярко засияла на Тульском областном конкурсе детского творчества для детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, который тоже называется «Радуга» — там спектакль про Незнайку занял первое место! Затем еще одна победа — на Всероссийском конкурсе детского творчества.

- В 2022 году наша студия выпустила новый спектакль «Алиса и Страна Чудес», он уже занял призовое место в тульском областном конкурсе, — говорит Жанна Веденкина. — На данный момент в театральной студии занимаются 27 человек. Из них нормативных ребят — пять человек, молодых людей с ограниченными возможностями здоровья — 4 человека.

Остальные актеры — с особенностями здоровья, в большинстве случаев — дети с ментальными нарушениями: аутизм, синдром Дауна, задержка психоречевого развития. Но это не мешает им заниматься творчеством.

Сначала было сложно даже просто усадить их так, как мне надо. И когда это получилось, то стало большой победой. В какое время они должны встать, сесть, сделать какое-то движение — всего мы добивались по крупицам. И дети потихонечку втянулись. Все понемногу обросло занятиями, дисциплиной, порядком. Для меня это стало большим достижением. Теперь уже никто из детей не может просто встать и уйти, заплакать, не реагировать на меня. Когда соприкасаешься с необыкновенными детьми и начинает получаться, тут уже загорается такое желание делать дальше, что это пламя потушить уже невозможно.

В течение пяти лет мы накапливали опыт и в результате создали уникальную программу занятий в театральной студии. Дети, которым творчество даётся легко, становятся примером для остальных. В театральной студии нет ограничений ни по состоянию здоровья, ни по диагнозам, ни по возрасту. Все занятия адаптированы под разных актёров и проходят с большой отдачей. Ребята занимаются актёрским мастерством, декламацией, хореографией, пластикой, вокалом. Всё это улучшает психофизическое состояние ребят, это помогает им лучше интегрироваться в общество. Обычным ребятам-актёрам, нашим волонтерам, мы прививаем такие понятия, как доброта, взаимопомощь, толерантность, умение поддерживать других.

В этом году наш проект «Театр, где мы вместе» получил грантовую поддержку правительства Тульской области. На средства гранта закуплена акустическая система, приобретены костюмы для занятий и необходимый реквизит.

Я замечаю, как юные актеры, независимо от того, нормативны они или имеют особенности здоровья, очень развиваются в творческом плане. И это им помогает в жизни: хорошая дикция, умение общаться, публично выступать…

Сейчас к проекту присоединились преподаватели-волонтеры по вокалу, актёрскому мастерству и сценической пластике, что поднимает уровень занятий. Актёры становятся более дисциплинированными и ответственными, более серьёзно относятся к репетициям и выступлениям.

Театр живет во многом благодаря родителям особенных детей. Их желание помогать бесценно! Костюмы, декорации, реквизит, под­держка своих детей — без этого театр был бы невозможен.

Как признаются сами родители, театр играет в жизни их детей огромную роль.

Кристина Сухарева, мама 16-летнего Владислава и пятилетнего Дмитрия:

-2

Кристина Сухарева

- У Владика аутизм. Он уже несколько лет занимается в театральной студии «Радуга». Когда он только пришел на занятия, у сына были проблемы в общении, в выполнении простых вещей и восприятии речи, когда к нему обращаются. Владик плохо запоминал короткие предложения или стихи и не мог их рассказать. Он с трудом контактировал с окружающими и поначалу совсем не хотел заниматься и что-то выполнять. Но потихонечку, маленькими шажками, Владик втянулся в театральный процесс. Теперь он с огромным удовольствием идет на занятия, учит свои роли, стихи. Очень полюбил выступать на сцене. Сдружился со всеми ребятами и с охотой знакомится и контактирует с новенькими детьми. У него полностью перевернулось мировоззрение, и он понимает, что все, что он делает на занятиях, очень серьезно, и отношение у него такое же серьезное. В театральной студии с недавних пор занимается и мой младший сын Дима, ему пять лет. Он обычный ребенок. Поначалу Дима просто приходил со старшим братом на занятия, но потом начал проявлять интерес и тоже «заболел» театром. Ему очень нравится общаться и контактировать с ребятами, независимо от диагнозов и особенностей детей.

В нашем театре нет деления детей, они не замечают разницы между собой. Каждый выполняет свои задания и играет роли по мере своих возможностей.

Диме нравится заниматься и учить роли и стихи, нравится выступать, в свои пять лет он совершенно не боится сцены и публики. Ещё хочу отметить, что театральная студия «Радуга» помогла моим сыновьям найти контакт между собой. У них большая разница в возрасте и они не очень ладили друг с другом, но театр научил их общаться и воспринимать друг друга.

Татьяна Полтавская, мама 15-летней Любови Киенко:

-3

Татьяна Полтавская

- Любаша чуть больше года занимается в театральной студии «Радуга». Мы с ней всегда вместе, я везде ее сопровождаю. Сначала я не видела, не верила, да и вообще не задумывалась, что Любаше это нужно, что театр может ей понравиться и даже увлечь! Она гиперактивный ребёнок, непоседа. Она на домашнем обучении, учителю никогда не могла рассказывать стихи, никогда не выступала. У Любы рассеянное внимание, умеренная умственная отсталость со значительными нарушениями поведения. Но театр изменил мою девочку. Групповые занятия, хореография, скороговорки — и мы, родители, и учителя заметили перемену. Теперь Люба может выступать, придерживается требований, слушает и выполняет с детьми задания на репетициях. Я думала, это просто невозможно. Раньше на занятиях я всегда сидела рядом с дочкой, сейчас Люба занимается без меня, наедине с учителем. У нее появилось чувство ответственности, переживает, чтобы не опоздать на выступление. С большим удовольствием ездим из Щёкино в Тулу на репетиции и обратно. Нам очень помогают занятия в театральной студии.

Огромную роль в театре играют нормотипичные дети-волонтеры, на них — все главные роли. Так, Алина Паскевичян исполнила главную роль — Алисы:

- Я занимаюсь в этом театре по одной простой причине — мне нравится делать одно общее дело с ребятами, тем самым делая их счастливее и позволяя чаще улыбаться! Помимо волонтерских часов, мне это дает возможность улучшить свои навыки в актерском мастерстве, а также увидеть ребят, равняющихся на меня. Для меня каждый из них — друг, к которому я могу обратиться, зная, что всегда получу помощь или долю хорошего настроения. Моя важная роль в этом театре — быть примером для остальных. Смотря на меня и мои действия, они усердно стараются все повторить. Каждый ребенок в этом театре по-своему уникален, я только стараюсь делать это очевидным!