Женщина пишет - два года назад родила сына — долго готовилась, однако все пошло не по плану...
Перепост с сокращениями.
"Когда я узнала, что беременна, сразу задумалась, как проходят роды, стоит ли за них платить, как выбрать врача и роддом, брать ли с собой мужа. Вопросов был миллион, а ответы, как и рассказы бывалых подруг, разнились и противоречили друг другу.
Где-то с 10—12 недели я стала готовиться к родам: читала книги, посещала семинары, пробовала разные практики — дыхательную гимнастику, ароматерапию, медитации, визуализацию. Даже послание себе в роды написала и нарисовала, ездила по роддомам, знакомилась с врачами и их подходами. Также выбрала себе доулу — это помощница, которая поддерживает женщину во время родов.
Тогда я даже не могла представить, что выбрав врача, роддом и доулу, договорившись о плане родов и заплатив за это приличную сумму, рожу в собственной машине на заднем сиденье по пути в роддом!
Изначально я была настроена на максимально естественные роды — конечно, с медицинской помощью, но с минимальным вмешательством в процесс.
Я составила свой план родов. С ним ходила по врачам, и мы с каждым обсуждали, устраивает их этот подход или нет.
Понятно, что при таком подходе лучшим вариантом для меня был контракт на роды. Мой бюджет был 100 000—120 000 Р. Этой суммы хватало, чтобы родить практически в любом роддоме Москвы. Конечно, за исключением элитных платных роддомов и центральных клинических больниц, где ценник начинается от 180 000 Р — и это с дежурной бригадой, а не личным, заранее выбранным врачом.
По факту по ОМС тоже можно родить с учетом всех пожеланий, но тут лотерея. Должно повезти, чтобы врач прислушивался к женщине и чтобы совпали взгляды на роды. Роддом должен разрешать партнерские роды, по ОМС это может быть недоступно. Кроме того, придется весь процесс осознавать, что происходит, и настаивать на своем. Согласитесь, это трудно сделать, когда уже несколько часов идут изнурительные схватки.
Кто такая доула. Доула — это партнер женщины в родах и до них. Она должна оказывать психологическую поддержку во время беременности и родов, помогать, отвлекать разговорами от боли, создавать умиротворенную и спокойную атмосферу в родильном боксе. Женщине важно попытаться расслабиться и отдохнуть между схватками, а с ярким светом, «жизнеутверждающим» видом родильного бокса и хаотичным хождением медперсонала по палатам это затруднительно.
Заодно доула станет выступать своего рода свидетелем и посредником в общении с врачами и медсестрами — принимать решений она никаких не будет, но лучше донесет информацию до женщины во время родов, чем врач, особенно если это роды по ОМС.
В принципе, вместо доулы партнером на родах может быть кто угодно — мама, бабушка, сестра, муж, подруга — любой близкий человек, который может с этим справиться.
Для меня муж отпал сразу. Во-первых, он не врач и не психолог. Во-вторых, неясно было, чем он мне поможет в родах: его испуганное лицо, скорее всего, пугало бы меня больше, чем сам процесс. Но так как мне хотелось, чтобы муж поучаствовал, мы решили, что он приедет после родов и торжественно перережет пуповину.
Я решила, что подруги и мамы — это, конечно, хорошо, но мне нужен специалист, который уже бывал на родах, с опытом и знаниями, поэтому выбор пал на помощь доулы.
В моем случае, как бы смешно это ни звучало, доулу мне выбрала свекровь. Она просто прислала ссылку на нее и сказала, что давно за ней наблюдает и ей она нравится. Я посмотрела посты этой доулы в интернете, прочитала кучу хвалебных отзывов, убедилась, что она перинатальный психолог с образованием, созвонилась с ней, встретилась — и поняла, что это мой человек.
По стоимости у моей доулы было три варианта:
- Минимальный тариф — 20 000 Р. В него входили сами роды и звонки доуле в любое время суток до родов.
- Оптимальный тариф — 25 000 Р, это звонки, роды и послеродовой патронаж для ребенка.
- Максимальный тариф — 30 000 Р. Это звонки, роды и послеродовое пеленание для мамы — специальная процедура, когда будто оказываешься в коконе. Она помогает восстановиться после родов.
При этом 50% суммы нужно было заплатить сразу, еще 50% — после родов. Я выбрала второй тариф и заплатила 12 500 Р.
Большинство доул предлагают еще и свои курсы по подготовке к родам, стоят они в среднем 5000—10 000 Р. Я сходила на такие на 32—33 неделе беременности, было полезно.
Еще доулы для привлечения клиентов раз в месяц или чаще устраивают встречи, куда приглашают врачей, психологов, фотографов для новорожденных и даже ароматерапевтов. Все эти встречи бесплатны, я платила разве что за чай или парковку.
За беременность я побывала на 7—8 таких встречах, и все они были разные. На последней встрече в 38 недель мы рисовали рисунок родов вместе с психологом, это тоже было бесплатно.
Чтобы сделать окончательный выбор между двумя роддомами, я начала ездить на дни открытых дверей. Обычно в роддомах они проходят раз в месяц. В ходе дня открытых дверей знакомят с больницей, палатами, родильными боксами, показывают как платные, так и бесплатные палаты и боксы. В роддоме Зеленограда нам даже показали отделение патологии новорожденных и недоношенных детей. Также можно познакомиться с врачами и задать любые вопросы. Например, я спрашивала, может ли супруг в родильный бокс привезти шампанское и можно ли прикрепить план родов к контракту.
Стоит обратить внимание на поведение персонала, саму больницу, вид из окон и другие детали. Например, из тех двух роддомов, которые в итоге изучала я, лучше был тот, что в Зеленограде.
Роддом подкупил меня добродушным персоналом, а само здание как снаружи, так и внутри совсем не похоже на больницу. Везде приятные цвета, виды на лес. Пока здесь гуляешь, совсем нет ощущения, что ты в больнице.
В роддоме в Бибиреве я чувствовала себя как в больнице, персонал тоже выглядел не сильно отзывчивым, хотя вроде был день открытых дверей. В целом обстановка в роддоме мне показалась не располагающей к спокойствию и расслаблению.
Подходы к помощи в родах в роддомах могут отличаться. В моем случае в обоих были разрешены партнерские роды с одним сопровождающим даже по ОМС, к груди тоже сразу прикладывают. При этом в зеленоградском роддоме есть еще «золотой час» на маме.
К плюсам роддома в Зеленограде также можно отнести то, что это перинатальный центр, а не просто родильное отделение в многопрофильной больнице. Соответственно, если что-нибудь случится с матерью или ребенком, тут смогут оказать квалифицированную помощь, не придется вызывать скорую и ехать в другую больницу.
Главным преимуществом роддома в Бибиреве для меня было то, что если взять двухместную или люксовую палату, то можно рожать прямо в ней на двуспальной кровати.
Еще в этом роддоме приветствуют роды в ванне, в отличие от зеленоградского роддома, где в ванне можно переждать только начальные схватки.
Мне было важно, чтобы в родильном боксе роддома имелось следующее оборудование:
- Кресло-трансформер для вертикальных родов.
- Стул для вертикальных родов.
- Фитбол для схваток.
- Душ, чтобы поливать копчик во время родов.
Также я хотела закрытый бокс, то есть без окон в коридор. Не хотелось, чтобы все кому не лень смотрели на мои мучения.
В родильных боксах по ОМС в обоих роддомах было все что нужно, они оснащены примерно одинаково. Только душа в некоторых не оказалось. Еще в роддоме в Бибиреве по ОМС были только открытые боксы. В зеленоградском роддоме все родильные боксы — и по ОМС, и по контракту — закрытые, нет окон в коридор.
В родильных боксах по контракту отличий оказалось мало. В роддоме Бибирева родильный бокс больше и есть отдельная зона для ожидающих. В зеленоградском роддоме к базовым вещам вроде фитбола и стула для вертикальных родов добавляется гамак и шведская стенка для расслабления, еще есть душ, а не только ванна.
Расценки в разных роддомах отличаются, но в среднем они около 100 000 Р. Могут быть готовые пакеты услуг с определенной ценой или стандартная цена и доплаты за повышенный комфорт или особые условия.
Например, в зеленоградском роддоме было два вида контракта:
- Большой — 95 000 Р, включающий врача, родильный бокс и платную палату на одного человека.
- Малый — 65 000 Р за услуги врача и родильный бокс, а палата уже обычная двухместная, как по ОМС.
В роддоме Бибирева другая система ценообразования. Сам контракт на роды стоил от 90 000—100 000 Р в зависимости от того, есть ли у врача ученая степень. В стоимость контракта входит и родильный бокс. За платную палату нужно было добавить от 10 000 Р до 20 000 Р в зависимости от уровня комфорта. За 20 000 Р это практически квартира с кухней, спальней и ванной. В этом роддоме часто проходят акции и скидки, в 2019 году мой контракт на врача — кандидата медицинских наук, палату и бокс стоил 120 000 Р.
В обоих роддомах можно дополнительно взять акушерку или перинатального психолога — это обойдется еще в 30 000—35 000 Р. В случае контракта ограничений по количеству партнеров на роды нет.
Выбор врача дался мне просто: я приходила на прием и озвучивала свой план родов. Так как я изначально выбрала врачей — сторонников естественных родов, то их моя картина родов не удивила. Однако с одним врачом из зеленоградского роддома мы сошлись во всем, а с другим по пункту «ждать до 42-й недели» — нет. Поэтому я выбрала первого врача, он еще и сильно к себе располагал. Заплатила 95 000 Р, заключила контракт и радостно ждала дня икс.
В Бибиреве мне понравилась идея рожать прямо в кровати, но сам роддом и отношение персонала не понравились, кроме того, цены там были выше. После личных встреч с врачами из Зеленограда я окончательно решила, что буду рожать там.
В итоге у меня планировались вертикальные естественные роды без анестезии и окситоцина с доулой, ванной, душем, шведской стенкой, а после родов должен был приехать муж и перерезать пуповину.
Моей ошибкой было то, что всю беременность я упорно считала, что рожу так же, как моя мама. А у нее были долгие роды, по 14 часов, крупные дети и 42 недели беременности. Я думала, что в планируемую дату родов я не рожу, а рожу позже. В итоге родила я на день раньше, и роды длились не 14 часов, а 5.
Я проснулась в три часа ночи от традиционного ночного дискомфорта беременных на поздних сроках, походила и снова заснула. В шесть утра проснулась уже от схватки, пошла прогуляться и измерить их. Они были хаотичные: то раз в десять минут, то раз в пять, то вообще через каждую минуту. Решила, что неправильно измеряю. Пошла будить мужа, он начал возмущаться, зачем так рано, а я ему на это: «Я рожаю…»
Ощущения уже были неприятными: не адская боль, конечно, но тяжело. Я думала, если это только начальные схватки и маленькое раскрытие, то что же будет в конце. Пока будила мужа, у меня отошли воды, ощущения стали еще ярче. Стало крутить просто нереально, однако я упорно считала, что это начальные схватки, основное еще далеко впереди — и начала восхищаться женщинами, которые рожали несколько раз.
В 7 утра мы позвонили врачу и сказали, что едем в роддом. Наша машина находилась в десяти минутах ходьбы от дома. Муж пошел за ней, а когда он вернулся, я уже передвигалась с большим трудом. Меня безумно тянуло к земле, но я чудом смогла заправить кровать и одеться. Додумалась надеть спортивные штаны на завязке, это впоследствии очень пригодилось. Уходя, я вспомнила, что забыла масло для тела, а мне же еще десять часов рожать, оно очень нужно. Потом еще и рисунок в роды забыла — за ним тоже пришлось вернуться.
Когда мы вышли из квартиры, оказалось, что работает только один лифт. Люди ехали на работу, мы останавливались на куче этажей. В итоге к машине добрались только к восьми утра. Сесть в нее нормально я уже не смогла — залезла ползком. И меня опять накрыла, как я считала, схватка. Хотя по факту это, наверное, уже была третья или четвертая потуга.
Через пять или десять минут случилась еще одна схватка, мне показалось, будто отошла пробка — это небольшой сгусток слизи в шейке матки, выходящий до отхождения вод. Но такого быть не могло. Я заглянула в штаны и поняла, что родила. Ребенок удачно попал в широкие штаны, как в гамак. Страшно представить, что было бы, надень я платье или, того хуже, джинсы.
Муж помнит, что сын сразу закричал. А первое, что помню я, — как испугалась, все ли ножки и ручки на месте, и стала их пересчитывать. Мы смогли додуматься только завернуть ребенка в одноразовые пеленки и прижать ко мне, после этого я уже боялась пошевелиться.
Дальше было 40 минут дороги до роддома.
Когда мы приехали в роддом, там еще не знали, что мы по контракту и что случилось, но отнеслись к нам хорошо. В машину сели две медсестры, помогли закутать ребенка, осмотрели его, разрешили мужу перерезать пуповину. В итоге забрали ребенка, а меня на каталке повезли внутрь.
Ко мне сбежалась вся больница, все спрашивали, как так получилось, даже главный врач заглянула. И все удивлялись, когда слышали, что роды первые. Прямо в приемном отделении родилась плацента, затем меня отвезли в бокс, где зашили и обработали разрывы.
В послеродовом отделении все было уже спокойно, правда, минус родов по контракту, как ни странно, в одноместных палатах. Если учесть, что это первый ребенок и я плохо понимала, что делать, было страшновато.
В контракте на роды было прописано, что «сумма возвращается, если роды произошли в срочном порядке в другой больнице». Однако плацента родилась в роддоме, зашивали меня там же, и в палате последующие три дня я была тоже здесь — поэтому деньги мне не вернули даже частично. Это, наверное, были самые дорогие роды плаценты в истории. Обидно было, что зашивали меня в обычной палате по ОМС, и я так и не воспользовалась шведской стенкой платной палаты!"
Один из комментаторов пишет: "Бойтесь своих желаний, они могут сбываться)
Мамочка хотела максимально естественных родов, без вмешательства и практикантов, золотой час на маме - все как заказывали!"