Александр Житинский, автор одноимённой повести и сценария по ней, был женат трижды. У него трое детей. И вот если фильм смотреть через призму символизма, то он про желание вырваться из семейного круга... из отношений, из которых хочется вылезти, а не получается.
Когда я во взрослой жизни оказался в Питере, то понял одну мысль: только братья Стругацкие, выросшие в этом городе, могли представить Град Обреченный — бесконечный город, где-то уже разрушенный, если зайти далеко. Этакий сюрреализм во плоти. Город без края.
«Лестница» — это модель брака, взаимотношений мужчины и женщины, когда первый хочет их разорвать, но ему что-то постоянно мешает.
Я не читал повести 1981 года, но фильм уже перестроечный. Там есть много аллюзий и критики СССР. В целом, игра актёров хорошая. Даже эпизодический Александр Пятков и Елена Ткачёва хороши.
Старая, что называется, школа.
А так, русский сюрреализм, берущий истоки у Гоголя, как он есть. Хорошо реализованный, правда, в перестроечным душком. Сняли бы фильм лет на пять раньше, было бы получше... Если бы всех не пересажали.