Будущий 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в России. Чем живут современные учителя, какое у них представление о базовых ценностях, об образовании и воспитании молодёжи?
Об этом мы поговорили с доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики, психологии и социальной работы ВолГУ Николаем Борытко.
Среди глыб
– Николай Михайлович, Вы первый житель региона, удостоенный звания лауреата общенациональной премии «Профессор года». Что это за премия?
– Она учреждена организацией «Российское профессорское собрание» около шести лет назад. Самое ироничное, что для меня не то что победа, даже само участие в этом конкурсе долгое время воспринималось несколько отстранённо и несерьёзно. Меня буднично попросили на нашей кафедре заполнить какую-то табличку, сделать копии документов, дать материалы для презентационного видеоролика. Позже, когда я уже узнал, что мне присвоили столь высокое звание, внутренне было состояние, как в известном анекдоте про Леонида Брежнева: «Тут все хвалят книгу «Малая земля», может, и мне её как-нибудь почитать?».
Если серьёзно – среди лауреатов премии уже значатся такие глыбы российской педагогической науки, как членкор РАО В. В. Сериков, директор Института педагогики С.-Петербургского университета Е. И. Казакова. В этом году награждалась поистине легендарный отечественный психолог проф. Д. Б. Богоявленская. Разумеется, мне крайне лестно оказаться в столь именитой компании. И очень ответственно.
– Одна из целей подобной премии – повышение престижа научной деятельности. На ваш взгляд, насколько высок сегодня в обществе престиж самой педагогики?
– Я стал учителем в 1975 году. И в те годы мы жаловались в своей профессиональной среде на те же самые проблемы и трудности, что жалуются педагоги и сегодня. Правда, сейчас я ностальгически смотрю на те свои трудности: это же надо было заполнять аж два-три журнала и личные дела учащихся!.. В наши дни ни я, ни кто-либо из моих коллег даже не берётся посчитать количество отчётов, справок, таблиц, что требуют от педагога, причём многие из них должны быть непременно и в бумажном, и в электронном виде. Градус бессмысленности таких формуляров и справок просто зашкаливает.
Увы, но сегодня особенно бесправна фигура директора школы. Скажем, не устроил он чем-то чиновника – приходится отвечать за это собственной должностью. В современном Трудовом кодексе появилась такая возможность, как увольнение руководителя «по утрате доверия», т. е. без объяснения причин со стороны учредителя, и её периодически применяют в отношении неугодных руководителей. Никакая прокуратура или суд уволенного по такой статье директора восстановить не в силах.
Управа на финансовый «пылесос»
– Тем не менее в педагогику по-прежнему идёт много молодёжи. Их что, совсем не останавливают описанные вами трудности?
– Молодёжь – она ведь тоже очень разная. Кто-то осознанно выбирает житейскую поведенческую стратегию «хочу всё прямо здесь и сейчас», а кто-то готов кропотливо годами строить свою карьеру; кто-то живёт по принципу «всех денег не заработать, но стремиться к этому надо», а кто-то предпочитает любимую работу. Наверное, высшее счастье педагога – ощущать в своей работе предельную нужность, получать счастливые «флюиды» от чувства самореализации, от самой атмосферы пытливого творчества, в которую ты постоянно погружён.
– Сегодня легко пробиться в науку и педагогику юному таланту из глубинки?
– У нас есть все возможности помочь талантам, работать с ними, опекать, в том числе есть опыт подобного взаимодействия ВолГУ с лицеем «Лидер», с центром поддержки одарённых детей «Волна». Для старшеклассников-олимпиадников с 2017 г. совместно с областным комитетом образования, науки и молодёжной политике запустили работу зимнего лагеря «ГениУм», в каждой смене обучаем от 100 до 250 человек.
Открыты магистерские программы «Педагогика поддержки одарённых» и «Педагогика корпоративного образования», а в следующем году набираем ещё на программы «Образовательный блогинг: просветительская деятельность в социальных сетях» и «Педагогический дизайн: экспертно-аналитическая и проектная деятельность в образовании». Расширяется аспирантура. Так что помогаем не только детям, но и педагогам, которые с ними работают.
Здесь проблема в другом. Едва отучившись у нас, многие перспективные таланты сразу устремляются в столицу, где зарплаты на аналогичных педагогических и научных должностях в разы выше, чем у нас. И это касается не только выпускников. Знакомые директора школ признаются, что всю вторую половину августа они сидят на валерьянке – им на стол пачками кладут заявления опытные педагоги: устав от низких зарплат, они решаются перебраться в более «хлебные» края.
– Как долго будет продолжаться такой отток лучших кадров, как думаете?
– Это неизбежно, пока сохраняется финансовое неравенство регионов. Разумеется, на уровне правительства страны, Минобразования и Минпросвещения РФ годами ведутся обсуждения о том, каким образом и как скоро можно будет хотя бы приблизительно выровнять зарплату учителей где-нибудь в условном Урюпинске и в столице, но перемены пока минимальные.
На мой взгляд, можно при этом обратиться и к зарубежному опыту. В Великобритании, например, вполне себе эффективно применяется законодательный максимальный потолок зарплат, выше которого оплачивать труд учителя что в провинциальных регионах, что в столице категорически запрещено.
О критическом мышлении
– Но ведь какие-либо позитивные перемены в вашей отрасли тоже сегодня происходят...
– В наши дни масштабно укрепляется материально-техническая база существующих школ, средних профессиональных учебных организаций и вузов, массово строятся новые полносистемные современные школы.
То, что следующий год объявлен президентом страны Годом педагога и наставника в России, – это, считаю, прекрасная идея. Педагог – это куда шире передачи знаний, а наставник – куда шире, чем «обучатель» каким-либо узко прикладным профессиональным навыкам. Здесь на первый план выходит именно личность наставника и педагога, его способность помочь ученику состояться профессионально, творчески.
– За дополнительными знаниями школьники и студенты нередко предпочитают с головой погружаться в интернет. Как научить их правильно пользоваться этим информационным инструментом?
– Важно научить молодёжь смотреть на любую информацию с разных сторон, работать с разными источниками в том же интернете. Любая наука учит не соглашаться механически с чьим-то мнением, а проверять его.
Конечно, в интернете школьники и студенты могут прочитать разное. Но я стараюсь научить их отделять зёрна от плевел, развить в них критическое мышление. Чтобы, например, человек, наткнувшись на какую-то точку зрения, обязательно поинтересовался, кто её излагает и действительно ли это его личные выстраданные убеждения, компетенции, а не стремление любыми способами к дешёвой популярности, к «хайпу».
– Ещё одна актуальная тема: как педагогу воспитать чувство патриотизма?
– Патриотизм – это, как прекрасно выразился классик, «любовь к отеческим гробам»: желание помочь своей Родине, непременно стать для неё деятельно полезным, несмотря на все трудности и сложности, которые в жизни твоей страны происходят. То, что у нас в Волгограде понятие «патриотизм» стало восприниматься с военно-исторической подоплёкой... что ж, это наша региональная особенность. Но и у нас есть масса других значимых страниц истории: это и культуры различных цивилизаций, племён и народов на территории Нижней Волги, и Старая Сарепта, и феномен казачества.
К большому сожалению, наше общество почти 40 лет «водили по пустыне» либеральных взглядов и «ценностей» с краеугольным принципом «где хорошо, там и Родина». Только сегодня мы приходим к пониманию, что это путь не просто в никуда, а к очевидной гибели.