Найти тему

Non-food ретейл в новой реальности: какая стратегия даёт результат

Оглавление

Действенные решения — это результат наработанного опыта и вынесенные кейсы из преодолённых кризисов прошлых лет. В российском non-food ретейле в этом отношении есть компания с уникальной историей: она стартовала буквально в канун дефолта 1998-го, а в каждый последующий турбулентный период прирастала новыми эксклюзивными форматами и идеями. 2022-й не стал исключением. Хотя всё же был для неё особенным годом — ведь в октябре первая российская сеть гипермаркетов для обустройства дома и дачи, дизайна, ремонта и строительства — "Максидом" — отметила своё 25-летие. И по сути, история компании является сборником полезных советов для бизнеса в сегменте непродовольственных товаров (и не только): как грамотно выстроить свою стратегию с учётом меняющихся обстоятельств.

Предложить новый формат

Первый гипермаркет компания открыла в Петербурге в 1997 году на Гражданском проспекте — и он стал первым объектом такого формата не только в Северной столице, но и в России. В одной точке продаж покупатель получил доступ к ассортименту в 40 тысяч наименований продукции для дома и ремонта. В мире примеры уже были, в нашей стране — ни одного.

   Очереди на кассах первого "Максидома" на Гражданском проспекте, 1997 год
Очереди на кассах первого "Максидома" на Гражданском проспекте, 1997 год

Днём рождения компании "Максидом" является дата открытия первого магазина будущей сети, который стал одновременно и первым DIY гипермаркетом в России. Это случилось 6 октября 1997 года. Несмотря на то, что уже в августе 1998-го случился дефолт, развитие компании шло активно: каждые два года в Петербурге открывалось по одному гипермаркету, с 2006 года они появлялись ежегодно, и к 2008-му в Петербурге успешно работали уже семь магазинов.

Самым сложным в конце 1990-х было спрогнозировать, что нас ждёт дальше: развитие "Максидома" зависело от ситуации в стране, от зарплат людей, от ситуации на строительном рынке. Когда магазин один на весь город — до него точно доедут, но чем их больше, тем выше риски, тем сложнее управление. При этом для нас было важно в каждом гипермаркете сохранить одинаково высокий уровень сервиса и обслуживания покупателей. И мы рады, что наша работа в этом направлении оказалась успешной", — вспоминает Александр Евневич, председатель Совета директоров ООО "Максидом".

Освоить другие рынки и ниши

С новым экономическим кризисом, случившимся в 2008 году, совпало начало региональной экспансии компании. Первым Максидомом за пределами Петербурга стал гипермаркет в Нижнем Новгороде, а через два года заработал магазин в Казани.

Не затормозил развитие сети и валютный кризис 2014–2015 годов. 2015-й ознаменовался появлением сразу двух магазинов: в Екатеринбурге и Самаре. При этом на Урале был построен многофункциональный торгово-развлекательный комплекс, где помимо Максидома разместился продуктовый магазин и арендная зона. Это тоже стало экспериментальным форматом, полюбившимся потребителю.

Однако в смысле экспериментов с объектами всё же Петербург был на передовой. Так, в 2017 году в ТРК "Гранд Каньон" был открыт первый магазин в малом формате — его отличительной особенностью стала возможность оформления online-заказов крупногабаритных товаров по образцам. Также в 2017 году был открыт "классический" гипермаркет в Уфе. А в начале 2019 состоялся запуск первого объекта сети в Московской области — в Котельниках, рядом с Белой Дачей.

   "Максидом" занимается редевелопментом территории бывшего завода им. Калинина
"Максидом" занимается редевелопментом территории бывшего завода им. Калинина

В 2020 году компания в очередной раз перестроилась под новые обстоятельства: сотрудники закрытых торговых залов были переведены на обработку возросшего количества интернет-заказов, отделы Сервиса оперативно реагировали на запросы покупателей в режиме call-центра. Несмотря на то, что далеко не весь DIY-сегмент был обозначен в официальном перечне товаров первой необходимости, спрос на эти товары был велик — пандемия не отменила ремонты, а наоборот, подстегнула людей заняться домом.

Пандемия обозначила курс на развитие digital-коммуникации с покупателем, поэтому мы занялись работами по оптимизации сайта, начали работать над расширением товарного предложения в интернет-магазине. Но и бездумно "раздувать" ассортимент не хотелось — с учётом аналитики продаж на big data мы сформировали пул товаров интересных покупателю в формате маркетплейса и в этом году запустили их в продажу на своём сайте", — рассказывает Мария Евневич, член Совета директоров ООО "Максидом".

Расширить присутствие

В октябре 2020 года Максидом стал владельцем российского сегмента сети Castorama в составе 18 гипермаркетов в 13 регионах. Это событие было названо экспертами рынка главной сделкой рынка DIY в 2020 году. К ребрендингу этих магазинов компания приступила в 2021-м. И снова пошла по нестандартному пути. Вывеску и информационную систему меняют за одну ночь, не останавливая работу гипермаркетов ни на один день. К концу 2022 года бренд сменили уже пять гипермаркетов Castorama: в Санкт-Петербурге, Самаре, Электростали и Казани.

   Ребрендинг магазинов Castorama
Ребрендинг магазинов Castorama
Castorama — компания с многолетним опытом в области управления процессами, ассортиментом, ценообразованием, клиентским сервисом. Мы получили практически исключительную возможность изучить технологии и опыт, которые использовались в компании международного уровня, а также объединить их с принятыми у нас бизнес-процессами, объединив лучшие российские и мировые практики», — уточняет Дмитрий Соколов, генеральный директор ООО "Касторама Рус".

Сегодня сеть охватывает 15 регионов страны. Непосредственно под вывеской "Максидом" сейчас функционирует 21 гипермаркет, общей площадью более 400 тыс. м2. В торговых залах обслуживается до 35 тыс. покупателей в день, а в периоды проведения акций — до 70 тыс. посетителей.

"Все достижения, с которыми мы подошли к 25-летнему юбилею, мы разделяем с нашими сотрудниками, которых уже более 5000, и нашими партнёрами. Максидом сегодня — это более 30 магазинов в крупных городах России, включая и приобретённые магазины Castorama. Совокупная выручка за 2021 год составила 46,6 млрд рублей, и сейчас компания занимает 3-е место в России по розничной продаже товаров для дома строительства и ремонта", — говорит Александр Евневич.

Заслуги компании в развитии российского non-food ретейла высоко оценивает и правительство города — к юбилею коллектив компании получил поздравление губернатора Санкт-Петербурга:

-4

Но если оценивать текущий год в целом, 2022-й год принёс непродовольственному ретейлу новые испытания, которые не позволили игрокам рынка оставаться в рамках привычной стратегии — вновь требовались трансформация бизнес-процессов и поиск новых точек роста.

Строить не только бизнес

Весной 2022 года многие зарубежные бренды объявили об одномоментном либо постепенном уходе с российского рынка. Сделать этот процесс безболезненным для покупателя — одно из направлений работы для "Максидома" в текущем году. Для этого компания расширяет сотрудничество с российскими производителями, а также вводит в ассортимент товары, аналогичные тем, которые были у иностранных игроков. Пример — предметы интерьера в скандинавском стиле. Когда IKEA заявила о своём уходе с российского рынка, команда ритейлера ускорила обновление ассортимента отдела "Мебель". Достаточно оперативно было налажено сотрудничество с поставщиками IKEA, и в ассортименте сети появились аналогичные или полностью идентичные икеевским товары. Для того, чтобы покупатели точно не скучали по ушедшему бренду, в кафе, имеющихся в большинстве "Максидомов" в Санкт-Петербурге, в меню появились те самые шведские фрикадельки.

   Пример интерьерного решения из товаров в торговом зале "Максидома"
Пример интерьерного решения из товаров в торговом зале "Максидома"

Привносить на рынок нечто новое, необычное, уникальное, быстро откликаться на меняющуюся ситуацию, предвосхищать запросы и перманентно совершенствоваться — это тот путь, который был выбран компанией ещё в 1997 году.

При этом, было и существенное отличие от классических розничных сетей DIY: в ассортименте гипермаркетов представлены как традиционные для этого формата товары — строительные и отделочные материалы, инструменты, сантехника, товары для сада, — так и необычные для сегмента категории: бытовая химия, текстиль, посуда, мебель, техника. Привлекает "Максидом" покупателей не только широким ассортиментом, но и высоким уровнем обслуживания клиентов. В компании существует свой отдел обучения персонала, что позволяет сотрудникам торговых залов регулярно повышать уровень квалификации. Тем самым в компании поддерживается качество профессиональных консультаций продавцов и сервиса, которое отмечают постоянные покупатели.

Компания и её собственники поддерживают благотворительные фонды и общественные организации в регионах присутствия. Проекты и мероприятия, в которых участвует сеть, посвящены важным социальным вопросам: семейным ценностям, образованию, науке, спорту. Также "Максидом" помогает в благоустройстве парков и зон отдыха, в проведении реставрационных работ монастырей, храмов и соборов. А ещё является одним из спонсоров Международного благотворительного фонда поддержки математики имени Леонарда Эйлера.

В период пандемии врачи оказались на передовой спасения человеческих жизней. Елизаветинская больница осталась единственным скоропомощным стационаром на севере города, ежедневно принимая и оказывая помощь более чем 400 пациентам с соматическими заболеваниями. В такое трудное время особенно важно было чувствовать поддержку других людей. Мы благодарны "Максидому" — компании, которая откликнулась на просьбу и оказала помощь Елизаветинской больнице", — рассказывает главный врач СПбГБУЗ "Елизаветинская больница" Сергей Петров.
Отрадно, что вместе с развитием сети компания продолжает исповедовать идею социальной ответственности бизнеса. "Максидом" уже много лет помогает и Санкт-Петербургскому Детскому хоспису. Благодаря деятельному участию таких благотворителей как "Максидом", хоспис может не только предоставлять современную комплексную паллиативную медицинскую помощь, но и окружать заботой детей и их семьи, которые столкнулись с тяжелейшими испытаниями. В 2022-м году благодаря участию компании удалось ускорить создание хосписа для "молодых взрослых", который позволит решить серьёзнейшую проблему подопечных детского хосписа — перехода из детской системы во взрослую. Хоспис для "молодых взрослых" стал первым в России, опыт без сомнений, будет перенят в других регионах", — приводит ещё один пример работы компании на благо региона протоирей Александр Ткаченко.

Сохранять свои ценности, одновременно быть гибкими и адаптироваться к новым трендам, беречь команду и своих покупателей, выстраивать конструктивные отношения с поставщиками и партнёрами — такой рецепт долголетия для себя определил "Максидом".

Справка:

Открытие первого гипермаркета "Максидома" состоялось 6 октября 1997 года в Санкт-Петербурге. Участники компании на текущий момент: Александр Евневич, Лариса Черепанова, Мария Евневич, Владимир Полетаев, Сергей Голиков, Дмитрий Соколов.

Совокупная выручка "Максидома" и приобретённой Castorama за 2021 год составила 46,6 млрд рублей.

https://www.dp.ru/a/2022/12/15/Non-food_retejl_v_novoj_r?from=dzen-news