Найти в Дзене

МОРЯК РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Николай Андреевич Римский-Корсаков — композитор, профессор первой в России консерватории, наставник многих известных композиторов. Он начинал преподавать, не зная музыкальной теории, а всё потому, что основное образование получил в Морском кадетском корпусе. В этой статье рассказываем об обучении военному делу, морской службе и совмещении её с преподаванием в Петербургской консерватории. МОРСКОЙ КОРПУС С шести лет Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано, сочинял музыку, но композитором становиться не хотел. Он мечтал быть моряком, как его дядя Николай Петрович и брат Воин Андреевич. В июле 1856 года отец отвез Николая из Тихвина в Петербург, поступать в Морской корпус. «Парусное учение я любил и с удовольствием, довольно смело лазил по мачтам и реям. <…> Меня никогда не укачивало, и моря и морских опасностей я никогда не боялся. Но службы морской я, в сущности, не любил и способен к ней не был. Находчивости у меня не было, распорядительности — никакой», — пишет Николай Андрееви

Николай Андреевич Римский-Корсаков — композитор, профессор первой в России консерватории, наставник многих известных композиторов. Он начинал преподавать, не зная музыкальной теории, а всё потому, что основное образование получил в Морском кадетском корпусе.

В этой статье рассказываем об обучении военному делу, морской службе и совмещении её с преподаванием в Петербургской консерватории.

МОРСКОЙ КОРПУС

С шести лет Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано, сочинял музыку, но композитором становиться не хотел. Он мечтал быть моряком, как его дядя Николай Петрович и брат Воин Андреевич. В июле 1856 года отец отвез Николая из Тихвина в Петербург, поступать в Морской корпус.

«Парусное учение я любил и с удовольствием, довольно смело лазил по мачтам и реям. <…> Меня никогда не укачивало, и моря и морских опасностей я никогда не боялся. Но службы морской я, в сущности, не любил и способен к ней не был. Находчивости у меня не было, распорядительности — никакой», — пишет Николай Андреевич в «Летописи моей музыкальной жизни».

-2

Брат два лета подряд брал его с собой в плавание на артиллерийском корабле «Прохор», и юношу совершенно не привлекали офицерские привычки, которые он наблюдал — необходимость приказывать, наказывать, ругаться и бить подчинённых. Ему довелось видеть и наказания матросов ударами линьков (верёвок с узлом на конце) и то, как лейтенант встречал пьяную команду с берега — ударом кулака в зубы.

С каждым годом он учился всё хуже, а интерес к музыке всё возрастал. Поворотным моментом в его судьбе стало знакомство с композитором, главой «Могучей кучки» Милием Балакиревым.

ПЛАВАНИЕ

В 1862 году Римский-Корсаков окончил училищный курс и получил звание гардемарина. Офицерский чин давался после двухлетней службы, которую гардемарин обычно проводил в плавании. Балакирев хотел избавить талантливого композитора от прохождения службы, но это было невозможно, а брат Воин настаивал на следовании морской карьере и не верил в серьёзность занятий музыкой.

-3

В составе эскадры Николай служил на клипере «Алмаз». Первую часть путешествия они провели в Лондоне, затем крейсировали у либавского берега, чтобы предотвратить возможную передачу оружия восставшим в Польше, а потом плыли до берегов Америки, скрываясь от англичан.

«Под конец нашего пребывания в Северной Америке вся эскадра сошлась в Нью-Йорке. Во все время нашей стоянки в Соединенных Штатах американцы вели свою междоусобную войну северных и южных штатов за рабовладельческий вопрос, и мы с интересом следили за ходом событий, сами держась исключительно в северных штатах, стоявших за свободу негров, под президентством Линкольна», — Р-К.

После Америки клипер получил приказание отправиться в Тихий океан через мыс Горна. Плавание под парусами от Нью-Йорка до Рио-де-Жанейро составило 65 дней, а обратный путь в Северное полушарие за 60-65 дней. К тому времени Римский-Корсаков с товарищами уже были произведены в мичманы и могли посещать офицерскую кают-компанию.

ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ В ПЕТЕРБУРГ

Кругосветное путешествие Римского-Корсакова составило 2 года и 8 месяцев. «В сентябре 1865 года по окончании разоружения клипера „Алмаз“ меня перевели в Петербург с частью 1-го флотского экипажа, в котором состояла команда нашего клипера, и для меня началась береговая служба и петербургская жизнь», — Р-К.

Служба много времени не отнимала: каждое утро два или три часа он должен был проводить в канцелярии, где писал рапорты и прошения. Через год Римский-Корсаков был переведён в 8-й флотский экипаж, и теперь ему приходилось проводить время на дежурствах и ходить в караулы.

С осени 1871 года, не покидая службы, Римский-Корсаков вступил в должность профессора Петербургской консерватории. К тому времени он был автором Первой симфонии, симфонической поэмы «Антар», музыкальной картины «Садко», фантазии на сербские темы, работал над оперой «Псковитянка». Но он вынужден был изучать музыкальную теорию и композиторские техники практически со своими первыми студентами.

«Я не только не в состоянии был гармонизировать прилично хорал, не писал никогда в жизни ни одного контрапункта, имел самое смутное понятие о строении фуги, но я не знал даже названий увеличенных и уменьшенных интервалов, аккордов, кроме основного трезвучия, доминанты и уменьшенного септаккорда; термины секстаккорд и квартсекстаккорд мне были неизвестны», — Р-К.

МУЗЫКА И МОРЕ

В 1873 году была учреждена должность инспектора музыкантских хоров морского ведомства, на которую пригласили Римского-Корсакова. Он должен был инспектировать музыкантские хоры морского ведомства по всей России: следить за капельмейстерами, за репертуаром, за качеством инструментов. Благодаря этому назначению композитор перешел на гражданскую службу и ушел с военной, продолжая числиться в канцелярии Морского министерства. Через год должность инспектора упразднили.

Послушайте, как звучит море у Римского-Корсакова во вступлении к опере «Садко» и в музыкальной картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (второе чудо о богатырях и третье о царевне-лебеди).

-4