Сами внешние объекты воспринимаются как женский принцип (Шакти),
с которым происходит взаимодействие. Это взаимодействие может быть:
♦ опустошающим,
♦ нейтральным,
♦ оживляющим и питающим,
♦ просветляющим.
Объекты чувств в зависимости от уровня осознанности могут выступать как:
♦ мирская жена (супруга),
♦ сестра,
♦ мать,
♦ тантрийская супруга (дакини, дути, вестница, свакия).
Объект как «мирская супруга» означает обычное сансарное восприятие, когда нет осознанности при восприятии, которое сопровождается ревностью, привязанность, зависимостью и жаждой обладания и
страданиями, как и в случае взаимоотношений с мирской супругой.
Объект как «сестра» означает ровные, чистые, приятные отношения, когда есть некоторая отстраненность и осознанность, зарожден наблюдатель (драшта), нет ни сильной привязанности, ни ревности, ни желания обладания, как при взаимоотношениях с сестрой.
Объект как «мать» означает полноценную интеграцию в естественном состоянии, когда все объекты чувств самоосвобождаются в Сахаджье, и уму позволяется спонтанно переживать все явления этого мира, наслаждаясь ими подобно тому, как ребенок наслаждается общением с матерью без ограничений, поскольку есть распознавание пустотной и чистой сущности объекта, благодаря устойчивому пребыванию в Сахаджье. В этом случае объекты чувств напитывают йогина жизненной силой и ясностью по принципу «мать кормит сына».
Объект как «вестница» означает интеграцию с внешним с предельной полнотой осознанности, полную восторга и блаженства, подобного блаженству экстаза при соединении с «внутренней дакини», энергией
Кундалини, дути (тантрийской дакини, вестницей), когда чувственные впечатления не только самоосвобождаются, но и даруют вспышки ясности, вводя ветры в центральный канал.