Рецепт, который я напишу ниже, в конце статьи, предельно прост. Некоторые люди эти сентенции получают с молоком матери, а слегка тормознутым, как я, к ним пришлось идти всю свою жизнь. Итак, как водится, сначала жизненный опыт.
Первый человек, которого я назвал своим другом, разбил мне нос за то, что я в шутку назвал его дураком. Удивительно то, что это было настолько немыслимо для меня, подраться с другом, что я ничего не сделал в ответ. Хотя моя комплекция и норов Козерога позволяла мне просто стереть его в порошок. Но я не мог поднять на друга руку. Хотя уже и понимал, что никогда больше я так его не назову. Нам было по десять лет и странно было ожидать от нас понимания тонкой и хрупкой философии пацанячьей дружбы. Не прошло и полугода, как вихрь судьбы унёс его из моей жизни. Его мать вышла замуж и он переехал в соседний городок. И нам больше не пришлось смотреть друг другу в глаза. Но я благодарен ему. Именно он научил меня никогда, даже в шутку, не оскорблять друзей. А через меня, он научил и моих детей. Это недостойно и оскорбление в любой форме - это почти предательство. Тем более, что слово "почти", применительно к слову "предательство", неуместно. Благодарю тебя, мой бывший друг, за этот важный урок.
Второй человек, которого я назвал другом в свои пятнадцать лет, покорил меня тем, что заступился за меня перед пьяным мужиком, вбившим в свою голову, что ему обязательно нужно меня поколотить, по той причине, что я был "не местным". И тогда он сказал слова, которые в моей голове прозвучали как клятва верности навек: "Хочешь его ударить? Ударь меня. Он приехал ко мне и я за него отвечаю".
С той поры этот человек стал моим якорем в этой жизни. Меня предавали женщины, мимо проходили чужие люди, умирали враги, уходила в мир Нави родня. Но одно оставалось неизменно - мой друг, которого я всем ставил в пример, которого искренне расхваливал в общих компаниях, к которому любил приезжать в гости, обожал дарить ему шикарные подарки, первому показывал своих женщин и своего ребёнка, доверял ему самые потаённые секреты, которые скрывал даже от близких. Да, я его почти боготворил.
Но потом я уехал жить на запад нашей страны, во Владимирскую губернию и, не прижившись там, измучившись от ностальгии по уссурийской тайге, по сопкам, утратив связь с духами своих предков, решил вернуться обратно. И по возвращению я выяснил, что меня предал тот, в надёжности которого я даже не пытался сомневаться. Он просто и непринуждённо выбросил все мои тайны на ветер слухов. И мои кости мыли все, кому не лень. Да, я могу понять, что он не ждал меня обратно. Но что это меняет?
И когда я прямо спросил с него за предательство, он спокойно и без затей поведал мне, что тридцать пять лет он, оказывается, меня люто ненавидел. За то, что в "лихие 90-е" я ездил на новом Крауне в кожаном плаще, когда они с голоду пухли. И на свадьбу соизволил приехать только на четвёртый день. Побрезговал сельской "нищебродской" свадьбой, мол. Когда во Владивосток перебрался, то и вовсе нос задрал. Появился только через три года, на джипе и милостыньку привёз в виде продуктовых наборов. Вещи возил им с чужого плеча, Машины раз в год, как перчатки менял, пока они в гнилом доме ютились. И когда джип подарил, то унизил сильнее всего, мол, сами никогда не купят. Поэтому, да, всю жизнь презирал он меня и ненавидел. За достаток, за баб красивых, за детей умных, за всё, в общем...
Выслушав отповедь такую, молча ушёл. И десять с половиною лет я не могу эту рану зализать. А ведь он прав. Со своей стороны. Я же никогда не рассказывал ему о цене за всё, что я не брал, а вырывал у жизни силком. Я говорил , что у меня всегда всё превосходно, особенно тогда, когда был полный песец. На свадьбу не приехал, потому, что пострелялись с бандой "хачей" (это не национальность, это название банды) и пришлось залечь на время. Машины мои из 90-х не доживали и полугода - их жгли и большой удачей было, что без меня. Поэтому и менял их часто. А после 2-й чеченской я просто переобулся и уголовный кодекс зауважал. В конце концов, иметь две попытки привлечения по особо тяжким (163,2 и 162,1) в двадцать лет ещё куда-ни-шло. Но не в тридцать.
Владивосток - это не добрая мамка и не мудрая бабка. Город охерачил с порога непривычно высоким уровнем минимального дохода для существования. Начинал я как любой другой уважающий себя гастарбайтер в области охраны. Отсюда немного автобиографии, уж не взыщите.
Быстро пошёл в гору из-за некоторой отбитости башки и совершенным равнодушием к цвету корочек, охерачиваемых мною, по долгу службы, нарушителей. Было местами интересно и местами даже весело. К примеру, считал нормальным отобрать личное оружие телохранителя какой-нибудь жирной морды и продавать потом ему-же за его-же деньги. Нет. Это не весело. Это поучительно. Потому, что не понимал, почему ребята не бросают тех, кто тут-же, на их глазах, предлагают их работу мне. И то, что твой клиент, чью пулю ты обязан поймать своей грудью, предаёт тебя так легко и непринуждённо, как-будто очередную девку заменяет. Как можно умирать за такое ничтожество? Ради чего? Но они не понимали урока. Они злились на меня, а не на них.
Только через три года я купил свой первый во Владивостоке автомобиль. За четыреста долларов. Торговался, как никогда в жизни. Потому, что денег больше не было, потому, что авто без документов, и потому, что на нём висел пропуск ФСБ, который позволил мне два года ездить не только без документов, но и без прав. А джип, Ниссан Террано, ту самую "Красотку", о которой уже писал, подарил ему на свою свадьбу. Да, так тоже можно.
Вещи с чужого плеча? Было. Гуманитарку собирали по всему городу и развозили по нищим сельским детским домам. И им привозил, мол, что не понравится в детдом отдавайте. Если бы я знал, что это оскорбляет, не возил бы. Чего молчали-то?
Ничего этого я ему не рассказывал. Зачем, ведь ему самому не просто, думал я. По итогу получилось, что это я сам придумал себе друга, сам наделил его несуществующими превосходными качествами и сам отдал ему свои секреты, никто их не просил. И, да, я ему благодарен за преподанный мне урок. Чтобы не разочаровываться нельзя очаровываться. Никогда. Как бы не хотелось. А теперь, собственно ответ на вопрос статьи: "Как правильно искать друзей, чтобы они не разочаровывали вас".
Для начала, следует самому себе ответить на вопрос, чего вы хотите от друга. Какие ваши ожидания? Лично у меня ожидания, пожалуй, наивысшие из всех возможных. Я считаю, что друг - это человек, который готов встать на пути твоих бед и забрать их себе полностью, без остатка. Это тот, кто встанет на пути твоей пули, Это тот, кто поделится с тобой своим счастьем и заберёт себе часть твоего горя. Древний ведический смысл слова "друг" - "о руку" или, если совсем точно, то буквально "другая рука". А теперь просто оглянитесь вокруг себя. Сколько людей вы можете назвать, подпадающими под ВАШИ ожидания? Но не торопитесь вертеть головой. Первый, на кого вам нужно посмотреть - это вы сами. Если вы полностью подходите под эти характеристики - ищите дальше и найдёте. И на меньшее не соглашайтесь ни за что. Иначе будете разочарованы.
Но если сами вы не готовы соответствовать своим ожиданиям - смело их понижайте. Понижайте требования до тех пор, пока не будете готовы выполнить каждый пункт. И только тогда подбирайте друга точно по построенному лекалу. И он вас точно не разочарует. Ведь ваши ожидания будут адекватными. А все, кто не прошёл ваше прокрустово ложе дружбы, пусть так и остаются приятелями, знакомыми или друзьями друзей.
Я таких друзей нашёл. Оказалось, что один из них семнадцать лет со мною рядом, мой лучший в мире друг - моя жена. И второй отыскался тотчас. Самоотверженное, умное, дерзкое и способное на любую жертву во имя любви, существо. Моя дочь.
И если уж у меня такой высокий порог доверия и мои близкие люди его легко преодолели, то к чему мне тогда другие? Если истинные и настоящие всегда были рядом со мной.