Найти тему
Артём Кузнецов

Чем хобби отличается от настоящего бизнеса? Интервью со столярами из Новосибирска

Меня вдохновляют истории людей, которые несмотря ни на что продолжают заниматься любимым делом. Они совершают ошибки, пробуют новое и не боятся делиться своим опытом. Сегодня я расскажу об уютной столярной мастерской theyellowroom. Влад и Кристина создают сувениры, подарки, украшения и декор из дерева.

А. По традиции попрошу рассказать немного о себе. Как появилась идея работы с деревом и создания собственной мастерской?

В. Началось всё с того, что в очередной раз идя на работу, я понял, что не знаю, зачем туда иду, трачу время. Перспектив никаких.

В итоге я написал заявление об увольнении. После решил заняться фотографией — понравилось. Но я понимал, что это не то, чем бы мне хотелось заниматься и зарабатывать. Следом со мной случился творческий кризис.

Это когда ты сидишь, вроде бы надо идти что-то делать, но нет ни желания, ни смыслов — ты не понимаешь ЗАЧЕМ.

У моих родителей склад на Жуковского. Там был старый сарай — уже развалившийся. Его нужно было разобрать, что я и сделал. Рядом с ним был еще один сарай, но уже помоложе. Я подумал, что, если его привести в порядок, то можно создать место для работы. Отец дал добро, и я 3 месяца строил мастерскую. Похудел на 7 кг, очень устал, но при этом был доволен, что получилось что-то создать.

Идеи «что делать» на тот момент не было, но я знал, что хочу работать руками.

-2

А. В детстве у вас была тяга к ручному труду?

К. Бабушка припоминала, что я всё детство что-то городила из деревяшек: «Вот еще тогда знала, что у нее есть способности!».

А. Мой отец всегда с деревом работал. Поэтому я с детства полюбил запах досок, опилок, стружек. Но мне никогда не хватало усидчивости. Пытался сделать кухонную лопатку для жены и в итоге бросил на полпути. Здорово наблюдать за тем, как из куска дерева получается форма. И я понимаю людей, которые находят в этом себя.

К. Мы на следующей неделе анонсируем МК. Обсуждали недавно, кому это может быть полезно. Есть ощущение, что многие люди имеют тягу к работе руками, но не у всех есть возможность — нет оборудования, мастерской.

В. Недавно мы стали заниматься параллельно своими проектами. У Кристины — украшения из дерева и акрила, а у меня есть идея сделать коворкинг для мастеров. Место, куда бы могли прийти люди, арендовать помещение, работать, коллаборировать с другими мастерами, общаться.

-4

А. Слышал, что такой формат популярен в Питере. Там ребята даже праздники вместе празднуют.

К. У нас здесь также. Когда заехали в новую мастерскую, познакомились с соседями. Тут и столяры, и художники, и декораторы, и мастерская, где делают огромные кукольные домики.

В. Хочется объединить это в какое-то единое решение, чтобы оно было универсальным.

-5

А. Вы опередили мой вопрос о дальнейших планах.

(смеются)

В. Планы мы расписывали здесь же на доске. Куча проектов, идей, задач и-ии работы. Мы даже приуныли, т.к при таком объеме работы не остается ни времени, ни сил.

А. Кто покупает ваш продукт? Как находят вас?

К. У нас только сарафанное радио и органика соцсетей. Клиенты — это компании, т.к мы делаем много сувенирки. Иногда приходят и частные заказы, но это редко.

А. Чем вы вдохновляетесь и как придумываете концепт будущих изделий?

К. Большую часть изделий мы делаем под заказ и конечное изделие зависит от требований заказчика. Например, вот эти спилы мы делали для краеведческого музея. У них уже был исполнитель, но работать с ним они перестали, поэтому какие-то сувениры мы повторяли, другие рисовали заново. Эту карту я отрисовывала сама.

-7

Недавно был заказ на изготовление ячеек для стенда мастера на ярмарку. У заказчицы не было понимания, как это должно выглядеть, но это должно было быть эстичным, разборным и удобным для транспортировки.

В. Это уже больше технические моменты при проектирование. Как он будет эксплуатироваться, перемещаться, какой толщины и прочее. А когда создаешь проект с нуля, ты смотришь референсы, что–то придумываешь, тут же другие нюансы. Чтобы это было чётко, аккуратно, удобно, крепко и тд.

Есть история про два мира — виртуальный и реальный. В первом ты проектируешь, собираешь макет в 3D, смотришь — все хорошо. А потом ты вырезаешь его, и это уже совсем другое.

Вот, например, эта мыльница из дуба. Мне было интересно посмотреть, ведь это постоянное взаимодействие воды с деревом, клееное — как оно будет себя вести? Неделю тестировал. Один слой масла, насколько ее поведет, потрескается ли, какой результат будет?

-8

Когда смотришь макет и на реальное изделие, которое имеют текстуру, фактуру, вес, цвет — ты иначе к этому относишься.

Поэтому любое изделие, которые ты задумал — нужно проверять в двух измерениях — реальном и виртуальном, т. к. одно влияет на другое.

А. Не знал, что вы занимаетесь реставрацией.

К. Реставрацией мы начали заниматься, когда к нам обратилась девушка, чтобы мы восстановили старый мольберт — его нужно было зашлифовать и морилкой покрыть. Нам на тот момент было интересно всё, что связано с деревом. После мы отреставрировали старое большое зеркало и комод 100 летний, часы советские с маятником.

-9

А. Нужно было спросить еще в начале. Почему вы выбрали такое название?

К. Мы думали, как назвать мастерскую, и пошли в бар «Jawsspot» пить пиво. Стали расписывать в блокноте, что для нас важно, какие ценности мы хотим заложить в бренд.

В. Главная договорённость, чтобы не было слова wood. По итогу остановились на theyellowroom

Yellow — желтый тёплый свет

Room — комната, небольшое пространство, в котором уютно и хорошо.

Маленькая уютная каморка. Сложно, но нам нравится.

-10

А. Многие, наверняка, хоть раз задумывались об открытии своего дела. Расскажите, сложно ли это? С чего начать? Как понять, что выбранный путь — именно тот, в который стоит вкладывать силы и время?

В. Важна вера. Если веры недостаточно, то это всплывает. Нет уверенности в себе, не ценишь то, что делаешь — из-за этого проблемы с деньгами, здоровьем. При этом веру нужно чем-то подкрепить — прописать бизнес-план, провести аналитику, рассчитать и понять, что бизнес — это больше про цифры. Если ты понимаешь, как они работают, то у тебя все получится.

Но если у тебя только энтузиазм, то это всё превращается в очень дорогое хобби. Как и получилось у нас изначально. Мы вовремя поняли, что нужно что-то менять. Бизнес — это про то, что ты постоянно крутишься, находишься в состоянии поиска.

В данный момент у нас самозанятость. Мы сами создали себе рабочие места, купили оборудование, арендовали помещение. Когда же у тебя появляются сотрудники, твой бизнес может работать без твоего физического участия — заболел, уехал, на выходном — при этом работа не останавливается. Бизнес-процессы выстроены так, что ты зарабатываешь независимо от того, что с тобой происходит. И чтобы такой бизнес построить нужно просчитывать всё.

Есть два пути. Первый, когда ты веришь, и у тебя есть запасной план. Второй, когда ты понимаешь — либо я делаю это, и у меня получится, либо не выживу. Это две разные мотивации, из которых получаются совершенно разные бизнесы.

Хочется лайтово, спокойно — откладывайте капитал, считайте бизнес-план, ищите, как заработать и на чём. Попробуйте просчитать экономику изделия, если всё хорошо — сделайте маленький тираж и запустите в продажу. Хорошо идёт — сделайте опрос, почему хорошо идёт, насколько занята эта ниша. Запустите еще больший тираж. Затем рассчитайте, как можно сократить себестоимость продукта и т. д.

-11

А. Посещали ли сомнения в процессе становления вашего бизнеса?

В. 90% всего времени. Когда у тебя нет опыта, это первый бизнес, ты вроде бы что-то делаешь, но не знаешь: правильно это или нет. Прислушиваешься только к себе. Чувствую так и делаю так. Если ты в это веришь — нужно делать. Сомнения портят всё. Нужно быть вовлеченным на 100%, либо не делать вообще. Разве что как хобби — пришел, помедитировал — это твой вид досуга и развлечения.

Но когда это дело, которым ты живёшь — нужна 100% вовлеченность. От этого зависит твой доход, будущее. Я это сравнивал с дикой природой. Ты можешь выезжать на природу как турист: собрал палатку, провизию — но при этом в любой момент можешь свернуть всё и уехать. А когда тебя забрасывает куда-то и тут стоит вопрос выживания — отношение другое. В нашем случае бизнес — это вопрос выживания.

А. У вас семейный бизнес. Это сказывается на отношениях?

В. Сложный вопрос. Мы вместе уже 8 лет, и идея совместной деятельности началась с мастерской. Получается так, что мы вместе 24/7. Если у вас всё хорошо в быту и вы можете взаимодействовать и интересны друг другу, то всё нормально. Но есть побочка — вы теряете себя как личность. Становитесь таким симбиозом одного человека. В этом нет индивидуальности. Поэтому мы и решили разделить проекты.

-12
-13

А. И правда, в таком случае мыслить творчески сложнее.

В. Да и объективно на что-то посмотреть тоже. Мы оба предвзяты. Сложно взглянуть со стороны. А во всём другом — это супер комфортно.

А. Получается ли разделять работу и отдых, отключаться периодически?

К. Сложно, т.к мастерская не воспринимается как работа. Когда мы остаемся дома, я пинтерест листаю в поисках вдохновения. Это вроде бы и не работа, но тем не менее связано с ней. Самое смешное, что выходные для нас мучительны. Мы не знаем, как себя чем-то увлечь.

-14
-15

В. Когда ты нон-стопом хреначишь, заканчиваешь в восемь-девять-час ночи — всё круто и классно. Но когда наступают выходные, а ты привык постоянно работать, чем себя увлечь — не ясно.

А. Если бы вы могли вернуться назад и сделать одну вещь по-другому, что бы это было?

К. Недавно, разговаривали с Владом о том, что мы бы не стали покупать фрезерный станок в тот момент, когда это сделали. А купили бы позже, когда точно были бы готовы обеспечивать по нему все расходы. Остальное оставили бы как есть. Все ошибки, которые совершили и продолжаем совершать — это ценный опыт. Без него мы бы не поняли, как важно относиться к бизнесу как к бизнесу, не познакомились бы с людьми, которые повлияли на нашу жизнь, и не осознали насколько наше дело дорого нам. Мы его очень любим, и только оно нас делает по-настоящему счастливыми.

-16