Меня вдохновляют истории людей, которые несмотря ни на что продолжают заниматься любимым делом. Они совершают ошибки, пробуют новое и не боятся делиться своим опытом. Сегодня я расскажу об уютной столярной мастерской theyellowroom. Влад и Кристина создают сувениры, подарки, украшения и декор из дерева.
А. По традиции попрошу рассказать немного о себе. Как появилась идея работы с деревом и создания собственной мастерской?
В. Началось всё с того, что в очередной раз идя на работу, я понял, что не знаю, зачем туда иду, трачу время. Перспектив никаких.
В итоге я написал заявление об увольнении. После решил заняться фотографией — понравилось. Но я понимал, что это не то, чем бы мне хотелось заниматься и зарабатывать. Следом со мной случился творческий кризис.
Это когда ты сидишь, вроде бы надо идти что-то делать, но нет ни желания, ни смыслов — ты не понимаешь ЗАЧЕМ.
У моих родителей склад на Жуковского. Там был старый сарай — уже развалившийся. Его нужно было разобрать, что я и сделал. Рядом с ним был еще один сарай, но уже помоложе. Я подумал, что, если его привести в порядок, то можно создать место для работы. Отец дал добро, и я 3 месяца строил мастерскую. Похудел на 7 кг, очень устал, но при этом был доволен, что получилось что-то создать.
Идеи «что делать» на тот момент не было, но я знал, что хочу работать руками.
А. В детстве у вас была тяга к ручному труду?
К. Бабушка припоминала, что я всё детство что-то городила из деревяшек: «Вот еще тогда знала, что у нее есть способности!».
А. Мой отец всегда с деревом работал. Поэтому я с детства полюбил запах досок, опилок, стружек. Но мне никогда не хватало усидчивости. Пытался сделать кухонную лопатку для жены и в итоге бросил на полпути. Здорово наблюдать за тем, как из куска дерева получается форма. И я понимаю людей, которые находят в этом себя.
К. Мы на следующей неделе анонсируем МК. Обсуждали недавно, кому это может быть полезно. Есть ощущение, что многие люди имеют тягу к работе руками, но не у всех есть возможность — нет оборудования, мастерской.
В. Недавно мы стали заниматься параллельно своими проектами. У Кристины — украшения из дерева и акрила, а у меня есть идея сделать коворкинг для мастеров. Место, куда бы могли прийти люди, арендовать помещение, работать, коллаборировать с другими мастерами, общаться.
А. Слышал, что такой формат популярен в Питере. Там ребята даже праздники вместе празднуют.
К. У нас здесь также. Когда заехали в новую мастерскую, познакомились с соседями. Тут и столяры, и художники, и декораторы, и мастерская, где делают огромные кукольные домики.
В. Хочется объединить это в какое-то единое решение, чтобы оно было универсальным.
А. Вы опередили мой вопрос о дальнейших планах.
(смеются)
В. Планы мы расписывали здесь же на доске. Куча проектов, идей, задач и-ии работы. Мы даже приуныли, т.к при таком объеме работы не остается ни времени, ни сил.
А. Кто покупает ваш продукт? Как находят вас?
К. У нас только сарафанное радио и органика соцсетей. Клиенты — это компании, т.к мы делаем много сувенирки. Иногда приходят и частные заказы, но это редко.
А. Чем вы вдохновляетесь и как придумываете концепт будущих изделий?
К. Большую часть изделий мы делаем под заказ и конечное изделие зависит от требований заказчика. Например, вот эти спилы мы делали для краеведческого музея. У них уже был исполнитель, но работать с ним они перестали, поэтому какие-то сувениры мы повторяли, другие рисовали заново. Эту карту я отрисовывала сама.
Недавно был заказ на изготовление ячеек для стенда мастера на ярмарку. У заказчицы не было понимания, как это должно выглядеть, но это должно было быть эстичным, разборным и удобным для транспортировки.
В. Это уже больше технические моменты при проектирование. Как он будет эксплуатироваться, перемещаться, какой толщины и прочее. А когда создаешь проект с нуля, ты смотришь референсы, что–то придумываешь, тут же другие нюансы. Чтобы это было чётко, аккуратно, удобно, крепко и тд.
Есть история про два мира — виртуальный и реальный. В первом ты проектируешь, собираешь макет в 3D, смотришь — все хорошо. А потом ты вырезаешь его, и это уже совсем другое.
Вот, например, эта мыльница из дуба. Мне было интересно посмотреть, ведь это постоянное взаимодействие воды с деревом, клееное — как оно будет себя вести? Неделю тестировал. Один слой масла, насколько ее поведет, потрескается ли, какой результат будет?
Когда смотришь макет и на реальное изделие, которое имеют текстуру, фактуру, вес, цвет — ты иначе к этому относишься.
Поэтому любое изделие, которые ты задумал — нужно проверять в двух измерениях — реальном и виртуальном, т. к. одно влияет на другое.
А. Не знал, что вы занимаетесь реставрацией.
К. Реставрацией мы начали заниматься, когда к нам обратилась девушка, чтобы мы восстановили старый мольберт — его нужно было зашлифовать и морилкой покрыть. Нам на тот момент было интересно всё, что связано с деревом. После мы отреставрировали старое большое зеркало и комод 100 летний, часы советские с маятником.
А. Нужно было спросить еще в начале. Почему вы выбрали такое название?
К. Мы думали, как назвать мастерскую, и пошли в бар «Jawsspot» пить пиво. Стали расписывать в блокноте, что для нас важно, какие ценности мы хотим заложить в бренд.
В. Главная договорённость, чтобы не было слова wood. По итогу остановились на theyellowroom
Yellow — желтый тёплый свет
Room — комната, небольшое пространство, в котором уютно и хорошо.
Маленькая уютная каморка. Сложно, но нам нравится.
А. Многие, наверняка, хоть раз задумывались об открытии своего дела. Расскажите, сложно ли это? С чего начать? Как понять, что выбранный путь — именно тот, в который стоит вкладывать силы и время?
В. Важна вера. Если веры недостаточно, то это всплывает. Нет уверенности в себе, не ценишь то, что делаешь — из-за этого проблемы с деньгами, здоровьем. При этом веру нужно чем-то подкрепить — прописать бизнес-план, провести аналитику, рассчитать и понять, что бизнес — это больше про цифры. Если ты понимаешь, как они работают, то у тебя все получится.
Но если у тебя только энтузиазм, то это всё превращается в очень дорогое хобби. Как и получилось у нас изначально. Мы вовремя поняли, что нужно что-то менять. Бизнес — это про то, что ты постоянно крутишься, находишься в состоянии поиска.
В данный момент у нас самозанятость. Мы сами создали себе рабочие места, купили оборудование, арендовали помещение. Когда же у тебя появляются сотрудники, твой бизнес может работать без твоего физического участия — заболел, уехал, на выходном — при этом работа не останавливается. Бизнес-процессы выстроены так, что ты зарабатываешь независимо от того, что с тобой происходит. И чтобы такой бизнес построить нужно просчитывать всё.
Есть два пути. Первый, когда ты веришь, и у тебя есть запасной план. Второй, когда ты понимаешь — либо я делаю это, и у меня получится, либо не выживу. Это две разные мотивации, из которых получаются совершенно разные бизнесы.
Хочется лайтово, спокойно — откладывайте капитал, считайте бизнес-план, ищите, как заработать и на чём. Попробуйте просчитать экономику изделия, если всё хорошо — сделайте маленький тираж и запустите в продажу. Хорошо идёт — сделайте опрос, почему хорошо идёт, насколько занята эта ниша. Запустите еще больший тираж. Затем рассчитайте, как можно сократить себестоимость продукта и т. д.
А. Посещали ли сомнения в процессе становления вашего бизнеса?
В. 90% всего времени. Когда у тебя нет опыта, это первый бизнес, ты вроде бы что-то делаешь, но не знаешь: правильно это или нет. Прислушиваешься только к себе. Чувствую так и делаю так. Если ты в это веришь — нужно делать. Сомнения портят всё. Нужно быть вовлеченным на 100%, либо не делать вообще. Разве что как хобби — пришел, помедитировал — это твой вид досуга и развлечения.
Но когда это дело, которым ты живёшь — нужна 100% вовлеченность. От этого зависит твой доход, будущее. Я это сравнивал с дикой природой. Ты можешь выезжать на природу как турист: собрал палатку, провизию — но при этом в любой момент можешь свернуть всё и уехать. А когда тебя забрасывает куда-то и тут стоит вопрос выживания — отношение другое. В нашем случае бизнес — это вопрос выживания.
А. У вас семейный бизнес. Это сказывается на отношениях?
В. Сложный вопрос. Мы вместе уже 8 лет, и идея совместной деятельности началась с мастерской. Получается так, что мы вместе 24/7. Если у вас всё хорошо в быту и вы можете взаимодействовать и интересны друг другу, то всё нормально. Но есть побочка — вы теряете себя как личность. Становитесь таким симбиозом одного человека. В этом нет индивидуальности. Поэтому мы и решили разделить проекты.
А. И правда, в таком случае мыслить творчески сложнее.
В. Да и объективно на что-то посмотреть тоже. Мы оба предвзяты. Сложно взглянуть со стороны. А во всём другом — это супер комфортно.
А. Получается ли разделять работу и отдых, отключаться периодически?
К. Сложно, т.к мастерская не воспринимается как работа. Когда мы остаемся дома, я пинтерест листаю в поисках вдохновения. Это вроде бы и не работа, но тем не менее связано с ней. Самое смешное, что выходные для нас мучительны. Мы не знаем, как себя чем-то увлечь.
В. Когда ты нон-стопом хреначишь, заканчиваешь в восемь-девять-час ночи — всё круто и классно. Но когда наступают выходные, а ты привык постоянно работать, чем себя увлечь — не ясно.
А. Если бы вы могли вернуться назад и сделать одну вещь по-другому, что бы это было?
К. Недавно, разговаривали с Владом о том, что мы бы не стали покупать фрезерный станок в тот момент, когда это сделали. А купили бы позже, когда точно были бы готовы обеспечивать по нему все расходы. Остальное оставили бы как есть. Все ошибки, которые совершили и продолжаем совершать — это ценный опыт. Без него мы бы не поняли, как важно относиться к бизнесу как к бизнесу, не познакомились бы с людьми, которые повлияли на нашу жизнь, и не осознали насколько наше дело дорого нам. Мы его очень любим, и только оно нас делает по-настоящему счастливыми.