Как правильно воспитывать ребенка — вопрос открытый. Второй вопрос, а знаешь ли ты способы и пути воспитания в принципе? Кто-то тебя учил этой науке или все идет так как идет?
Я предлагаю тебе пройти небольшой тест на определение твоего стиля воспитания, который ты используешь в своей семье по отношению к детям. Конечно все они так или иначе переплетаются, но один из них является доминирующим.
Тест займет 2 минуты. Возьми карандаш, блокнот, чтобы помечать верные для тебя утверждения.
После прохождения теста ты сможешь прочитать описание твоего стиля воспитания, и к чему это ведет в перспективе тебя и твоего ребенка.
Поехали!
Тест на определение стиля воспитания и детско-родительских отношений
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10.Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю
Подводим итоги и смотрим, что ж тебя получилось. По какому пути у тебя развиваются детско-родительские отношения.
А теперь расшифровка, смотри описание твоего стиля воспитания.
Авторитарный стиль воспитания:
- Авторитарный стиль воспитания отличается строгостью
- В первую очередь родители добиваются послушания
- Ошибки наказываются, а желания ребенка часто не принимаются в расчет
- Авторитарные родители часто критикуют детей, редко проявляют заботу и не хвалят за достижения
- Закрыты для постоянного общения с детьми
- Устанавливают жёсткие правила, не допускают их обсуждения
- Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.
Авторитарные родители, скорее всего, согласны со следующими утверждениями:
- Будущее моего ребенка находится в моих руках, поэтому у него есть строгий план, которому он должен следовать.
- Я не могу терпеть плохое поведение ребенка или выслушивать оправдания в ошибках.
- Только через наказание можно исправить поведение ребенка.
- Если не контролировать ребенка, он сядет на шею.
Как влияет на ребенка:
- Большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
- Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант:
- развитие слабой жизненной позиции;
- потеря чувства собственного достоинства;
- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);
2 вариант:
- развитие деспотической личности;
- ненависть к родителям;
- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
- повышенная агрессивность и конфликтность.
Либеральный (снисходительный) стиль воспитания.
- Снисходительные родители очень тепло относятся к своим детям, но не уделяют много внимания дисциплине и не пытаются во что бы то ни стало контролировать их.
- Дети вольны сами принимать решения, даже ошибочные, по многим вопросам: начиная от того, во сколько им ложиться спать, заканчивая необходимостью выполнять домашние задания.
- Взрослые стремятся избегать наказаний и конфликтов с детьми, а также могут использовать разные «взятки», чтобы добиться от детей хорошего поведения.
- Из-за такого подхода родители не становятся авторитетными фигурами, а их отношения с детьми скорее напоминают дружеские.
Либеральные родители, скорее всего, согласны со следующими утверждениями:
- Я не могу сказать нет ребенку, даже когда это необходимо.
- Из-за чрезмерной любви и сочувствия, которые я проявляю к своему ребенку, у него проблемы с дисциплиной.
- У меня нет никаких требований к ребенку, я даю ему полную свободу.
Дети либеральный родителей обычно не испытывают проблем с самооценкой благодаря приобретенному навыку принимать решения. Отсутствие дисциплины может привести к проблемам с мотивацией и самоконтролем у детей.
Исследователи обнаружили, что у маленьких детей с либеральными родителями чаще бывает кариес и выше риск ожирения. Взрослые принимают мало участия в выборе здоровой пищи для ребенка, а самому ребенку сложно контролировать свое питание.
Отношения со сверстниками тоже не всегда складываются хорошо. Дети снисходительных родителей чаще подвергаются травле. Когда взрослые моментально удовлетворяют любую потребность ребенка, он не может научиться отстаивать свои интересы в недружелюбной среде.
При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант
- Дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
- Дети могут быть агрессивными и непослушными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют себя вести на людях.
Индифферентный (Не вовлечённый) стиль воспитания.
- Характеризуется безразличием к детям, закрытым общением.
- Для детей не устанавливают никаких ограничений.
- Родители просто-напросто погружены в свои дела и проблемы, что у них не остается на воспитание детей ни сил, ни времени.
- Если к такому безразличию со стороны родителей добавится еще враждебность, то такие детишки склонны к асоциальному поведению.
- Дети таких родителей не получают эмоциональной поддержки, но и строгой дисциплины или хороших оценок от них не требуют.
Индифферентные родители, cкорее всего, согласны со следующими утверждениями:
- В моей жизни много стресса, поэтому я не могу много времени уделять ребенку.
- Я не знаю, чем занимается ребенок, когда его нет дома.
- При принятии решений я учитываю только свои желания, а не ребенка.
Не вовлеченный стиль воспитания крайне негативно сказывается на психике ребенка. У детей, к которым родители относятся с пренебрежением, самооценка ниже, чем у сверстников. Отсутствие привязанности и диалога между детьми и взрослыми приводит к неуверенности детей в своих силах.
Дети не вовлеченных родителей часто плохо учатся. Причина — в отсутствии родительского контроля и поддержки. Когда взрослые не интересуются образованием своего ребенка и не пытаются его мотивировать, детям сложнее заставить себя учиться.
У детей не вовлеченных родителей слишком низкая физическая активность и слишком долгое экранное время: за просмотром телевизора и видеоиграми дети не вовлеченных родителей проводят в среднем на 30 минут больше, чем их сверстники. Родители не заинтересованы в совместном времяпрепровождении.
В итоге дети, растущие в атмосфере безразличия, склонны к депрессии и тревожности. Они не могут научиться регулировать свои эмоции — к примеру, самостоятельно успокаиваться в стрессовых ситуациях. Любая проблема становится для них серьезным испытанием.
Родители не всегда имеют возможность уделить детям много времени. И если взрослые иногда слишком заняты работой или другими делами, это не означает, что они не вовлечены в воспитание. А вот если такие ситуации возникают постоянно, это может означать, что дети не получают достаточно внимания.
Возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант – свободный, но безучастный:
- самостоятельность
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».
2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, враньё, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».
АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Авторитетный стиль воспитания сочетает в себе поддержку и внимание к нуждам ребенка, а также четкие правила поведения и дисциплину. Авторитетные родители открыто объясняют детям, почему установлено то или иное правило и какие последствия будут за его нарушение.
РОДИТЕЛИ ПРИЗНАЮТ И ПООЩРЯЮТ РАСТУЩУЮ АВТОНОМИЮ СВОИХ ДЕТЕЙ.
При этом взрослые поощряют определенную степень самостоятельности и прислушиваются к мнению ребенка, поэтому их требования могут быть гибкими. К примеру, ребенок считает излишне строгим правило возвращаться домой в выходные не позже 21:00. Авторитетные родители обсуждают с ним новый «комендантский час» и хвалят за соблюдение требования.
Авторитетные родители, скорее всего, согласны со следующими утверждениями:
- Важные семейные решения принимаются вместе, и я даю ребенку полную свободу делиться мнением со мной.
- Я хвалю ребенка за то, что он слушается меня или ведет себя хорошо.
- Я не буду принуждать ребенка выбирать какую-то определенную профессию, но помогу ему поставить реалистичную цель и добиться ее.
- Я принимаю чувства своего ребенка в любой ситуации и стараюсь узнать его мнение, когда покупаю ему что-то.
Как влияет на ребенка.
При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
- Инициативность и целеустремленность.
- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
- Способность договариваться, находить компромиссные решения.
- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
- Уверенны в себе, адекватная самооценка
Как вы понимаете, единственным верным стилем отношений с детьми является авторитетный стиль.
И переходить надо именно на эти "рельсы", если у вас в семье еще не так и преобладает другой стиль воспитания. прочтите рекомендации, как и что необходимо делать, чтобы сделать детство своего ребенка счастливым, себя спокойной, а будущее радостным и безоблачным!
Как стать авторитетным родителем
Психотерапевт Эми Морин рекомендует следовать таким правилам:
- Прислушивайтесь к ребенку. Чаще интересуйтесь его мнением и предлагайте выбор — например, что он хочет на ужин или когда он хочет выполнить работу по дому. Такие ситуации учат детей принимать решения.
- Внимательно относитесь к чувствам ребенка. Не пренебрегайте ими, даже если кажется, что у него нет причин грустить. Лучше поддержать и объяснить, что испытывать негативные эмоции — это нормально, но не стоит давать им выход недопустимым способом. Например, объяснить, что ребенок может злиться на сверстника, но не должен устраивать из-за этого драку.
- Поощряйте ребенка, когда он поступает правильно. Если он опаздывает по утрам в школу, хвалите его в те дни, когда он приходит вовремя.
- Не вините ребенка за совершенную ошибку. Вместо этого лучше объяснить, почему он поступил неправильно и как вести себя в следующий раз, чтобы не допустить ошибку снова.
- Установите четкие бытовые правила и объясните, почему им нужно следовать. Не стоит отправлять ребенка спать с фразой: «Потому что я так сказал». Гораздо лучше пояснить, что достаточное количество сна необходимо для здоровья.
Или другими словами:
Что бы пройди трудный возраст, при этом постараться уменьшить потери, необходимо приложить максимум терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод своего ребёнка, но в тоже время не давайте ему сесть Вам на шею. Разговаривайте с ним на равных, будьте его другом, помните, если Вы сейчас отдалитесь от него, сблизиться потом будет крайне трудно.