Нельзя сказать, что с приходом нового этапа войны на Донбассе жизнь в Святогорской Лавре принципиально изменилась. Также проходят богослужения согласно уставу и календарю, также строго в постоянных молитвах соблюдались дни Великого поста, также торжественно праздновалась Пасха, двунадесятые и престольные праздники, также проникновенно звучали проповеди наместника обители митрополита Арсения с амвона Успенского собора.
И вместе с тем, с конца февраля этого года Святогорская Лавра вынужденно перешла на «военные рельсы» в организации своей жизнедеятельности. Непосредственные обстрелы и разрушения лаврских зданий и коммуникаций, как и собственно городских и районных, привели к прекращению централизованного энерго и водоснабжения, отвода стоков, отсутствию интернета и мобильной связи, прекращению обращения финансов и возможности приобрести предметы и оборудование для обеспечения жизнедеятельности обители. При этом органы государственной власти и местного самоуправления оказались бессильны в восстановлении этих жизненно необходимых условий для нормального существования оставшихся жителей в Святогорске в условиях постоянных обстрелов и приблизившейся линии фронта.
Описать все предпринимаемые меры наместником обители митрополитом Арсением и братией по переустройству жизнедеятельности Лавры в условиях войны невозможно, но некоторые стороны жизни Лавры, изменения в послушаниях, которые несут братия, видны повсеместно и ежечасно. Так, с момента прекращения централизованной подачи электроэнергии и воды Лавра перешла на производство генераторами собственной эл. энергии для обеспечения самых необходимых нужд: освещения помещений, подачи воды из скважин, обеспечения внутренней связи. Но самое энергоёмкое оборудование оставалось обесточенным, в том числе электрические печи монастырской кухни и пекарни. В этих условиях братия прибегла к выпечке хлеба в печи на дровах и полевой кухне. Последняя с утра до позднего вечера не прекращает свою работу, выдавая полноценное питание.
Основную работу по разжиганию полевой кухни и приготовлению еды, так чтобы братия и беженцы не заметили существенной разницы в меню и качествах приготовленной еды, взяли на себя старшие повара иеродиакон Викентий (Гусев) и монах Прохор (Яшный). В связи с постоянными обстрелами территории Лавры в целях безопасности полевая кухня была перемещена непосредственно ко входу в трапезную, здесь же складированы заготовленные братией и трудниками обители дрова.
Немалое искусство правильно разжечь полевую кухню и сохранять нужную температуру для приготовления тех или иных блюд, а также постоянного наличия кипятка, в котором нуждаются беженцы для приготовления чая, а также детского питания для малышей. Для бытовых нужд, особенно для обмывания лежачих больных и купания детей также нужна постоянно горячая вода. Таким искусством обращения с полевой кухней овладели иеродиакон Викентий и монах Прохор.
Одновременно готовится еда на 330 человек в двух полевых кухнях на паломнической трапезной. Здесь несут послушание трапезники иеродиакон Вонифатий (Дрыга), монахи Лев (Гринь), Аристарх (Горбачев), Иаков (Пыханов) и Авдий (Пыханов). Братия, обеспечивающая работу трех полевых кухонь, заранее составляет меню, закладывает все необходимые компоненты для приготовления разных блюд, следит за их объёмами и пропорциями, степенью готовности, овладевает другими премудростями приготовления пищи в полевых условиях. К примеру, 2 июня, на Вознесение Господне была приготовлена на полевой кухне праздничная трапеза, в состав которой вошли яичный суп, тушёная картошка, салат «оливье», винегрет, компот. Кроме того, к праздничному столу были приготовлены салаты из свежих овощей и рыба. И всё это было приготовлено в достаточном количестве на 500 человек насельников обители.
Хлеб подаётся свежим, испеченным в пекарне с печью на дровах архимандритом Софронием (Цапом), иеромонахом Григорием (Андрицьо) и иеродиаконом Нектарием (Сениным), исполняющими послушания в монастырской пекарне.
На братской и паломнической трапезных используются также заготовленные заранее сухари. В связи с обстрелами еда в подвальные помещения Успенского собора, корпусов № 9 и № 6 доставляется келарем монахом Сергием (Куприным) и его помощниками. В таком режиме обеспечивала едой и кипятком братию и всех укрывшихся в обители мирян полевая кухня Лавры в течение нескольких месяцев активных боевых действий на территории Святогорска и артиллерийских обстрелов территории Лавры.
Подать записки о здравии и о упокоении
© Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2022 г.