Прошли те времена, когда добраться до Египта было проще пареной репы - купил тур с чартером за три копейки и лети себе спокойно.
Мало было закрытого на шесть лет неба и санкционных ограничений, которые кое-как с грехом пополам перевозчики все-таки обошли.
На днях Иордания сделала ход конем, закрыв небо для наших самолетов. Иорданские власти требуют от российских авиаперевозчиков предоставить страховочный сертификат из Лондона класса А++ и без него запрещают использовать свое воздушное пространство. Таких сертификатов у наших самолетов нет (и, видимо, не предвидится). А облететь Иорданию при перелете в Египет крайне сложно - альтернативой могут стать разве что сомнительные Сирия (полеты над которой запрещены), Ирак, а также КСА (но и КСА тоже вряд ли согласится).
Есть неофициальная информация, что российские перевозчики уже попросили Росавиацию снять запрет на полеты над Сирией, введенный в 2013 году из-за риска oбcтрeлов. И что Росавиация не против, но теперь этот вопрос надо согласовать с Министерством обороны.
Проблемы уже возникли у туристов Пегаса (а/к Southwind Airlines.) и Тез Тура, (iFly), но решают их пока по-разному.
Пегас первым выпустил заявление, что теперь все рейсы в Египет будут выполняться с дозаправкой в Турции.
В этом году у Пегаса запланирована серьезная полетная программа из многих российских городов - и если из Москвы, СПб, Екатеринбурга, Казани, Перми, Челябинска можно добраться до Египта с одной посадкой в Анталии, то туристам из Оренбурга, Уфы Н. Новгорода, Самары, Волгограда и Сочи придется сначала лететь в Москву, а уже оттуда - на дозаправку в Анталию и только потом в Египет. ТО сообщает, что с теми, кто не согласен с таким маршрутом, "вопрос будет решаться в индивидуальном порядке." (скорее всего, в переводе на русский это значит, мы вам отдадим деньги. Когда-нибудь потом. Если повезет).
У Тез Тура все еще сложнее
Если Пегас хоть как-то выкрутился с посадкой в Турции, то у Теза случился настоящий коллапс. Три самолета не могут вылететь из Внуково из-за отсутствия нужных разрешений от иорданских властей. Найти и согласовать новый маршрут пока тоже не могут. В итоге одни туристы ждут вылета в Москве, другие не могут вылететь из Шарма. Пока суть да дело, людей разместили по отелям.
«В связи с закрытием воздушного пространства Иорданией рейсы а/к I Fly F7711 и F7709 следующие в Шарм-эль-Шейх, а также F7707 в Хургаду задерживаются. Сотрудники аэропортов и пассажиры проинформированы о времени задержки. Туристы, ожидающие вылета в аэропорту Внуково, получат ваучеры на воду и питание в соответствии с установленными правилами ФАП-82. Те их них, кто выразил такое желание, были заселены в отель, это более 260 человек»
Больше всего повезло тем, кому бесплатно продлили пребывание в Египте из-за отсутствия самолетов (если, конечно, люди не спешат вернуться на работу).
Другие перевозчики AZUR air (чартер), а также регулярка «Аэрофлота», «России», Red Wings, Al Masria Universal Airlines, Egyptair и «Азимут» пока не сообщали об изменениях маршрута (но еще не вечер).
У меня нет слов. В смысле, цензурных.
Апдейт:
Рейсы iFly в Египет из Внуково в итоге отменили. Получат ли туристы обратно свои деньги и как будут возвращать в Россию людей, которые уже прилетели этой а/к в Египет, пока неизвестно.
Апдейт 2 - появилась информация, что застрявших туристов вывезут при помощи Red Wings, но сначала отправят не в Москву, а в СПб, и уже оттуда в конечные пункты назначения.
У авиакомпании и туроператора информация о демарше Иордании появилась не 15 декабря (когда туристы уже застряли, и СМИ начали об этом писать), а раньше. Но туристы узнали обо всем, только приехав в аэропорт. Очень похожая ситуация с Пегасом, который летом тоже не счел нужным сообщить туристам, что он отменил полеты в Египет (по какой причине это сделал Пегас, достоверно неизвестно до сих пор)
Тут причина понятна, вины авиакомпании и ТО в этом нет, но все-таки людей надо было предупредить.
Еще один апдейт: оказалось, что маршрут над Сирией пытались согласовать с 12 декабря, и даже почти согласовали, но в последний момент Росавиация отозвала разрешение на перелеты и выставила новые требования. Переговоры шли 15 и 16 декабря, и перевозчик до последнего надеялся, что все удастся уладить. Не удалось. Стороны пытаются договориться до сих пор.
Продолжение истории тут:
Про возврат денег туристам, которые не смогли улететь: