Добрый день, уважаемые читатели. На этот раз внимание привлек текст, вышедший в «Свободном пространстве» — интервью мудрого Михаила Крутихина, он известный аналитик по нефти и газу, регулярно выступает в СМИ по своей теме и сейчас востребован крайне в связи с просиходящим у нас на глазах большим переделом этого рынка (началось еще 2021-м году), по итогам которого: собственными руками, вследствие политических и экономических санкций, а затем и «с помощью» оставшихся «друзей» — прежде всего, Китая и Турции — Россия, занимавшая большую долю рынка, теперь фактически убирается с него.
Россия потеряла европейский рынок для своих энергоносителей, и никаких сопоставимых альтернатив этому ближайшему богатому соседу, который никуда не денется (просто покупать больше не будет), нет. Как такое произошло, насколько болезненным является потолок цен на нефть и почему по газу, продажи которого никто не ограничивал, тоже все не радужно — вот об этом и было интервью, которое тезисно мы перескажем. Автор интервью — объявленная Минюстом РФ иноагентом Ирина Тумакова.
1. Потолок цен на российскую нефть введен, но цены на нее не выросли, как обещал Путин, а упали: почему?
Потому что в мире сейчас и так профицит нефти. «Навес» предложения над спросом — примерно 1,5 миллиона баррелей в сутки. Из-за эмбарго Россия не продаст в ЕС около 2 миллионов баррелей нефти (заместить такие объемы нечем, покупателей и близко нет). Как видите, «дефицит» совсем небольшой, никто особо не беспокоится. Произойдет просто перераспределение потоков. К тому же в ОПЕК входит ряд стран, у которых есть быстрый способ нарастить добычу на 1,5 миллиона баррелей в сутки — так может сделать Саудовская Аравия. Поэтому никто особо не беспокоится.
2. Кто будет покупать у России: Китай сможет выкупить? Индия? Турция?
Китай не может по банальной причине — нет труб. Нынешние и так заполнены. Да, часть нефти в танкерах может уйти в Китай, но это смехотворные объемы, частные покупатели по правительственной квоте... Но они будут внимательно смотреть за потолком цен, не будут переплачивать, не будут рисковать страховкой. Вообще рассчитывать на китайских «нарушителей конвенции» — наивно. Вторая причина: Китай замедляет экономический рост, столько нефти уже не нужно, будет покупать меньше. Да, Турция купит, Индия нарастила покупку (но по цене ниже рыночной: около 50 долларов за баррель). Но это все не сопоставимо с тем, что брала у России Европа, и за сколько долларов она это делала.
3. Почему тогда не падают цены на нефть, ведь, как вы сказали, теперь на рынке — профицит!
Короткий ответ: страны ОПЕК регулируют объемы нефти, влияя на цену. 85 долларов за баррель Brent — та цена, которая устраивает в среднем все экономики мира, и покупателей, и продавцов.
4. Лавров публично сообщал что Россию вообще не интересует потолок цен на нефть, власти, мол, напрямую смогут договориться о цене со странами-покупателями. Это...
Это глупость. Хотя, подогревая эту тему, шли слухи, что Россия тайно закупает какие-то танкеры для продажи своей нефти в обход санкций. Это смешно: такие объемы продать невозможно — это раз. Два: ну кто будет покупать дороже, если можно купить дешевле? Про танкеры: 95% страховых компаний, обслуживающих танкерный флот, присоединились к санкциям.
5. А что с ОПЕК будет после ценового потолка?
Ничего. У ОПЕК нет проблем. Они обсуждали ситуацию очень спокойно, договорились придерживаться той же схемы, которая была по объемам добычи. С Россией и так ОПЕК не особо-то считалась: Россия не может быстро регулировать свою добычу — в отличие от саудитов.
6. Снова про Турцию: она помочь России сможет как союзник.
Да, она прикупит по дешевки российской нефти. Немного, но прикупит. Воспользуется ситуацией. У нее и другие есть поставщики, поэтому она будет выбирать, и дешевую нефть для себя — купит. Кстати, танкеры с подсанкционной нефтью турки не пропустят через Босфор.
7. Бензин для россиян подешевеет?
Нет, конечно! Цена бензина не зависит от цены нефти, а регулируется налоговой политикой правительства. Правительство повышает акцизы. Значит, бензин, наоборот, подорожает!
8. Куда России тогда девать столько не проданной нефти? Консервировать скважины?
Сокращать добычу, очевидно. Консервировать скважины в России технологически трудно, поэтому я бы сказал: ликвидировать придется некоторые скважины.
9. А если санкции отменят — получается быстро восстановить добычу на том же уровне Россия не сможет.
Вы не ожидайте в ближайшее десятилетие, что с России снимут санкции. Там мир уйдет уже далеко вперед, столько нефти ему будет не нужно в любом случае...
Полностью интервью читайте в телеграм-канале «Новой газеты».
Для интересующихся темой глубже — вот свежайший, крайне интересный материал о том, как Россия, играя в легкий «газовый шантаж» еще с 2021 года, к концу 2022 года оказалась смещена еще и с газового рынка — у Ярослава Пинского:
А вот — «За рулем». Ручной труд, конвейеры стоят, 100% импортных комплектующих. Про импортозамещение на заводе «Москвич» (с которого ушла Renault):
Поставьте реакцию посту или давайте обсудим тему в комментариях. Так мы сможем пробиться к большей аудитории с вашей помощью. Спасибо