Найти в Дзене

Экскурсии по Смоленску. Из жизни города на рубеже 19-20 веков. Почта, телеграф, телефон, железная дорога, трамвай и многое другое.

Дорогие читатели! Продолжаем рассказ об интересных и важных событиях истории нашего древнего города! Предыдущие заметки: Древняя Русь. От балтов, славян и кривичей... Раннее средневековье. От Великого Княжества Смоленского до Великого Княжества Литовского... Часть 3. Из Великого Княжества Литовского в состав России - ещё не навсегда. 15-16 век. История города-часть 4. И вот мы построили крепость... 17 век. Польская интервенция. Смоленск в России уже навсегда. И другие НА НАШЕМ КАНАЛЕ... В 1868 году через Смоленск прошла первая ветка железной дороги, в 1870 году - вторая, а в конце 19-го века Смоленск был расположен на пересечении уже трех железных дорог: Риго-Орловской, Московско-Брестской и Данково(город на берегу Дона)-Смоленской.
Правый и левый берега Днепра в 1897 году соединены каменным мостом, был также и деревянный мост. В части города, расположенной на левом берегу, находятся присутственные места и учебные заведения. Окраины носят название Свирской, Офицерской, Солдатской и Р
Оглавление

Дорогие читатели! Продолжаем рассказ об интересных и важных событиях истории нашего древнего города! Предыдущие заметки:

Древняя Русь. От балтов, славян и кривичей...

Раннее средневековье. От Великого Княжества Смоленского до Великого Княжества Литовского...

Часть 3. Из Великого Княжества Литовского в состав России - ещё не навсегда. 15-16 век.

История города-часть 4. И вот мы построили крепость... 17 век. Польская интервенция. Смоленск в России уже навсегда.

И другие НА НАШЕМ КАНАЛЕ...

Старое фото Прокудина-Горского
Старое фото Прокудина-Горского

В 1868 году через Смоленск прошла первая ветка железной дороги, в 1870 году - вторая, а в конце 19-го века Смоленск был расположен на пересечении уже трех железных дорог: Риго-Орловской, Московско-Брестской и Данково(город на берегу Дона)-Смоленской.
Правый и левый берега Днепра в 1897 году соединены каменным мостом, был также и деревянный мост. В части города, расположенной на левом берегу, находятся присутственные места и учебные заведения. Окраины носят название Свирской, Офицерской, Солдатской и Рачевской слобод. На правом берегу- железнодорожная станция, земская больница, военный лазарет и тюремный замок.

Здание офицерского (позже-купеческого) собрания, построенное купцом Будниковым в 1895-96 года
Здание офицерского (позже-купеческого) собрания, построенное купцом Будниковым в 1895-96 года

В Смоленске в то время было 139 улиц, 10 площадей, более 2,6 тысяч деревянных и 633 каменных здания; 16 гостиниц и трактиров. 32 православных церкви, 3 монастыря и 2 еврейские молельни.

ул. Конёнкова (бывшая Почтамтская)
ул. Конёнкова (бывшая Почтамтская)

Как мы уже отмечали, первая почтовая станция в России была образована на Смоленщине ещё в 17 веке. Первое почтовое отправление из Москвы через Смоленск было сделано 11 марта 1669 года. Этот день считается днем создания регулярной государственной почты.

С изобретением телеграфа, радио и телефона произошло образование в 1884 году почтово-телеграфного ведомства, просуществовавшего, к слову, до 1993 года. Первые телефонные линии в нашем городе были частными; первая правительственная станция была открыта 1 октября 1894 года и обслуживала 62 абонента, а к 1917 году количество абонентов увеличилось в 14 раз.

Первый прообраз телефона - автомата появился в городе в 1912 году, второй - в 1916. Это были "говорильные пункты" на Почтамтской улице (ныне ул. Конёнкова) и на пассажирском вокзале.

Троицкое шоссе. старое фото
Троицкое шоссе. старое фото

Первые восемь уличных электрических фонарей в Смоленске зажглись 2 октября 1901 года на участке Троицкого шоссе (ныне часть ул. Большая Советская), а через месяц их было уже 40.

В районе башни Волкова располагалось первое трамвайное депо, разрушенное в годы ВОВ
В районе башни Волкова располагалось первое трамвайное депо, разрушенное в годы ВОВ

20 октября 1901 года в городе открылось трамвайное движение, тогда оно называлось городской железной дорогой. Любопытно, что более 10 лет в Смоленском трамвае работали только мужчины, первая женщина была принята на работу только в 1914 году.

В 1901 году существовало 2 маршрута: Никольские ворота- вокзал и вокзал - Губернаторский (Ильинский) пролом (в районе Громовой башни). Факт появления одновременно и третьего маршрута - на Покровку, к земской больнице - малоизвестен. Дело в том, что на этом маршруте почти сразу произошла авария, и на крутую Покровскую гору трамвай "взошёл" только в 1902 году.

Современный Смоленск. Заднепровский район.
Современный Смоленск. Заднепровский район.

В сегодняшней жизни трудно представить, что когда-то люди жили, не имея возможности фотографировать и фотографироваться. А ведь не так давно было такое время в Смоленске- немногим более 150 лет назад.

Самое раннее упоминание о работе фотографа в Смоленской губернии относится к 1858 г. Им стало извещение о высочайшей награде - "государь император всемилостивейше соизволил пожаловать бриллиантовые перстни: … фотографу Павлу Щекотову за фотографические виды г. Смоленска".
В 1863 году Р. Л. Дралем был выполнен альбом с видами Смоленска, который могли приобрести все желающие.

Старое фото Прокудина-Горского. Соборная гора
Старое фото Прокудина-Горского. Соборная гора
Говоря о смоленской фотографии второй половины XIX – начала XX вв. нельзя не упомянуть о профессионалах общероссийского масштаба, внёсших заметный вклад в фотонаследие Смоленщины. Назовём лишь тех, чья деятельность в нашем крае документально подтверждена: Карл Карлович Булла, Карл Андреевич Фишер, Иван Фёдорович Барщевский, Сергей Михайлович Прокудин-Горский, Анатолий Николаевич Павлович, Алексей Иванович Савельев. Но, безусловно, наиболее значительной личностью, работавшей одно время в Смоленске помощником фотографа, являлся Моисей Соломонович Наппельбаум.
Старое фото Прокудина-Горского. Смоленская крепость.
Старое фото Прокудина-Горского. Смоленская крепость.

В начале 20-го века по всей России стремительными темпами распространяется авиация. Если в 1909 году еще никто из русских не летал ни в России, ни за границей, то уже в 1910 году с показательными полетами выступили примерно 50 российских летчиков. Первым был наш земляк - уроженец деревни Дуброва Смоленской губернии, Михаил Никифорович Ефимов. Его полёт состоялся в Одессе 21 марта 1910 года.

А над Смоленском первый показательный полет самолета в небе жители нашего города увидели 23 июня 1911 года. Его совершил авиатор А. А. Васильев.

-9

Приглашаем на экскурсии по Смоленску и Смоленщине!

Телефоны для заказа экскурсий: 8(910) 715-68-36; 8(952) 992-25-36
e-mail: diktor2013@mail.ru

-10