Найти тему
Александр Майсурян

Что писал 9 лет назад. Скрижали

«Cкоро весь мир будет наш!»

15 декабря 1918 года советский журнал «Вооружённый народ» публиковал стихи Марка Рудного «Новые скрижали»:
Мы раздробили старые скрижали
И новые воздвигли над собой.
За них пойдём на смерть, за них — на бой,
За них века мы долгие страдали.
Нет собственности. Родина — планета.
Молитва наша труд. Мы все равны.
Земные блага всем равно даны.
Нет господина. Нет владыки света.
Мы сами — боги и в добре и зле.
Единые владыки на Земле.

Эти стихи были переопубликованы в этом блоге 9 лет назад, в 2013 году, но интересно поподробнее разобрать, как обстоит дело с перечисленными в них «скрижалями».
Скрижали оказались не вечными, надо признать. «Родина — планета»? Такая формулировка уже к концу 20-х годов, пожалуй, устарела. Не «Родина-планета», а «СССР — отечество всех трудящихся планеты», это ещё куда ни шло!
Что касается «молитва наша труд», то эта «скрижаль» продержалась дольше других, примерно до начала 90-х. Дворянство царской России вплоть до 1917 года в открытую именовало простонародье, то есть всех трудящихся, «чернью». Сохранило эту милую привычку и после революции, в эмиграции. Послевоенных эмигрантов — отнюдь не друзей советской власти — немало коробило, когда старые эмигранты простодушно спрашивали у них что-то вроде: «Вы ведь сами из порядочной семьи, не из черни?..»
Революция 1917 года и новая красная власть провозгласили совершенно иное отношение к труду и трудящимся. Как пелось в революционной песне:
Мы путь земле укажем новый,
Владыкой мира будет труд!

Это уважительное отношение к труду казалось в СССР настолько самоочевидным, естественным и незыблемым, что оно сохранялось до поры до времени даже у оппозиционной интеллигенции. Ещё в 60-е годы братья Стругацкие устами своего героя вполне искренне провозглашали: «Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!». А диссидент-академик Андрей Сахаров (кстати, сам — трижды Герой Социалистического Труда) в своей первой диссидентской работе «Размышления...» (1968) одобрительно отмечал, что социализм «как никакой другой строй... возвеличил нравственное значение труда» и «только социализм поднял труд до вершины нравственного подвига». Но уже в позднесоветское время среди «продвинутой» прозападной молодёжи бытовало отношение к труду, которое отражено на этом рисунке:

-2

Рисунок Леонида Каминского (1931—2005). 1964 год. «— Слыхал, Гарик-то совсем опустился: пошёл в шахту работать!»

Однако в 60-е годы, вероятно, от такого рассуждения поморщились бы даже диссиденты. Но факт остаётся фактом — постепенно именно это отношение шаг за шагом стало для нашей «элиты» мейнстримом. К началу 90-х труд стал предметом презрения, как, впрочем, и «знания», а предметом культа — только деньги.
«Земные блага всем равно даны». Ну, это даже не смешно, когда одни уже давно катают своих собачек корги на международные выставки на персональных самолётах, а другие собирают с миру по нитке деньги на спасение жизни ребёнка (и не могут собрать)...
«Нет господина». С 1991 года, увы, есть...
«Нет собственности». У большинства действительно почти нет, но кое у кого — ого-го сколько...

Кстати, подшивка упомянутого журнала находится в Отделе русского зарубежья РГБ (бывшей Библиотеки имени Ленина). Почему именно там, хотя журнал совершенно большевистский — на первый взгляд, загадка. Но разгадка, вероятно, заключена в том, что в журнале много фотографий Льва Троцкого — «Троцкий и Свердлов», «Троцкий на Южном фронте», портрет Троцкого на обложке и т.д. Хотя что же тут странного — как-никак, Лев Давидович был в то время главой Красной Армии.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц