Найти в Дзене
АиФ–Тула

Сын попа, внук героя, муж Плисецкой. Зигзаги судьбы Родиона Щедрина

Оглавление
   Сын попа, внук героя, муж Плисецкой. Зигзаги судьбы Родиона Щедрина
Сын попа, внук героя, муж Плисецкой. Зигзаги судьбы Родиона Щедрина

Этот композитор – лауреат многих отечественных Государственных премий, а также член Германской академии искусств, почетный член Международного музыкального совета. Его «Кармен-сюита» звучит и поныне, хотя любимой жены, Майи Плисецкой, для которой он писал эту композицию, уже давно нет. 16 декабря исполняется 90 лет почетному гражданину Алексина Родиону Константиновичу Щедрину.

Поповский сын

Родством с Тульской землей Родион Константинович явно дорожит, не зря ведь родословная его известна задолго до того, как Щедрины поселились в Алексине. Прадед Михаил Васильев сын Щедрин родился в 1824 г., был дьячком Спасской церкви с. Бобрики Епифанского уезда. Дед Михаил Михайлов сын Щедрин (1848) и отец Константин Михайлович – уроженцы села Воротцы Одоевского уезда.

В Алексин семья переехала в самом конце девятнадцатого века. Дед композитора получил назначение настоятеля Свято-Успенского соборного храма, самого старинного храма Алексина, построенного в 1806-13 годах на средства купца Ивана Афанасьевича Маслова в центре городского кремля на обрывистом мысу на берегу Оки. Поселились на улице Радбужской, недалеко от храма. Это была традиционная русская семья – семь детей. Восьмой, Александр, родился уже на новом месте – в Алексине.

Дед прожил недолго, умер в возрасте 56 лет. Был похоронен в Бору на городском кладбище, но теперь точное место его захоронения установить уже невозможно. Все восемь братьев окончили духовную семинарию. Иван даже преподавал в академии, служил регентом. Тогда, в начале века, это означало хорошее воспитание. Но очень скоро все изменилось.

«Лишь тот факт, что ты поповский сын, было обвинением в классовой неблагонадежности, контрреволюции, измене. Это тогда рушили, сбрасывали колокола, жгли древние иконы, гадили на алтарях, убивали, ссылали, стригли наголо служителей культа», – вспоминал Родион Константинович в своих автобиографических записях. Двое из братьев были арестованы, так и пропали где-то в тюрьмах или ссылках.

Несмотря на крутые перемены, Родиона воспитывали в духе православия. Даже окрестили на окраине Москвы в Сокольниках. Но многие беды миновали семью – выручал другой дед, Иван Герасимович Иванов, со стороны матери. В 1905 году он вывез из Москвы отряд революционных рабочих, а в советское время стал одним из первых героев труда.

Родион Щедрин вспоминал, что все свое детство, от снега до снега, проводил в Алексине. И не скрывает своего восхищения этой патриархальной стариной – не большие города, и даже не деревня, а именно русская провинция – это богатая старая культура.

Побеги на фронт и арестантский вагон

Отец, Константин Михайлович Щедрин, неожиданно получил не только духовное, но и музыкальное образование. Еще до революции в Алексин на дачи приезжали студийцы Малого театра, а вместе с ними знаменитая актриса и преподаватель Вера Пашенная. Она бывала на концертах Константина Щедрина, где он играл на скрипке, и посоветовала ему продолжить музыкальное образование. Поскольку лишних денег в семье не имелось, отправила его учиться в консерваторию за свой счет. Так Константин Михайлович стал музыковедом, композитором и преподавателем.

Окончив учебу, он вернулся в Алексин и в 1919 году вместе с братом открыл в родном городе музыкальную школу. Все отмечали необыкновенную память Константина Михайловича – ему стоило один раз ознакомиться с нотами, чтобы воспроизвести потом все по памяти, на любом инструменте. «В этом отношении рядом с отцом я — ноль», – отмечал Родион Константинович.

Музыка в жизни будущего знаменитого композитора присутствовала с момента его рождения. «Тогда же не было ни телевизора, ни даже картонной радиотарелки. А было звучание пастухов через Оку — другого способа собрать коров не существовало, – рассказывал он. – Я помню, как у соседей кто-то умирал, приглашали плакальщицу. И вот она приходила, вопила причитания. Или пели терпкие песни с не очень цензурными текстами. Обязательно устраивали праздники семейные, свадьбы играли. Я все это на всю жизнь запомнил. В моем познании мира, в том числе музыкального, оно сыграло огромную роль. Только позже я открыл классическую музыку, Бетховена, Чайковского, Баха».

В 1941 Щедрин был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории, а также занимался на фортепиано частным образом у пианистки М. Л. Гехтман. Но какая музыка, если началась война. В октябре семью Щедриных эвакуировали в Куйбышев. Здесь юный Родион Щедрин присутствовал даже на генеральной репетиции Седьмой симфонии Шостаковича. Но музыкальную школу так и не закончил, был изгнан за плохое поведение. Дважды убегал на фронт, но его ловили и отправляли назад в арестантском вагоне.

Отец уже собрался отдать сына в Нахимовское училище, однако вмешался случай. В 1944 году открылось Московское хоровое училище, куда Константина Михайловича пригласили преподавать историю и теорию музыки. Он попросил принять в училище и Родиона. Так в жизнь Родиона Константиновича вернулась музыка. На четвертом курсе училища его уже приняли в Союз композиторов РСФСР.

В 1962 году он был избран секретарем правления Союза композиторов СССР, в 1973-м председателем правления Союза композиторов РСФСР. Он был членом Советского комитета защиты мира, народным депутатом Верховного Совета СССР.

Уже сравнительно недавно Щедрин вновь обратился к тульской теме, написав по заказу Мариинского театра двухактную оперу «Левша» по мотивам сказа Лескова. На его взгляд, Лесков — один из величайших писателей земли русской, а сам Левша объединяет все черты русского человека: дар, смекалку, достоинство, полное презрение к понятию «что такое смерть». Он неспешен, с самоиронией, при этом склонен к злоупотреблению нашим национальным напитком.

Вместе навсегда

История любви Родиона Константиновича – тоже во многом предмет зависти многих. Их знакомство с Майей Плисецкой состоялось в 1955 году, в доме Лили Брик. Она уже была известной балериной, а он – всего лишь начинающим композитором. Однако в 1958 году они поженились, и прожили вместе 57 лет.

Самое исполняемое в мире произведение Родиона Щедрина – «Кармен», транскрипция на музыку известной оперы Бизе. Он написал его специально для Майи, и она танцевала «Кармен-сюиту» 350 раз. Впрочем, это произведение любят и другие исполнители. В нем есть страсть, энергетика – все то настоящее, что выдает сочинение влюбленного в жизнь человека.

Это была звездная пара. Ведь Майя Михайловна Плисецкая – прима-балерина Большого театра, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, народная артистка СССР. Очень немного было супружеских пар в стране, где оба имели звание народного артиста СССР. Детей у них так и не было – в гонке от одной постановки до другой не успели обрести.

В 2015 году Майя умерла после обширного инфаркта. Она завещала соединить ее прах с прахом мужа и развеять над Россией, чтобы не расставаться уже никогда. Урна с прахом Плисецкой хранится дома у Щедрина.

В Алексине память о семье Щедриных поддерживают. С 1994 года проходят камерные концерты памяти братьев Щедриных. 12 мая 2019 года в родной город приезжал и сами Родион Константинович. Через месяц ему в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца президент Владимир Путин вручал Государственную премию Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2018 года. В ответном слове Щедрин рассказал о том, что побывал в городе, где прошло его детство, на земле своих предков. Сказал, что это тронуло его до глубины души. Вспомнил храм, где служил его дед, и который теперь возвращен к жизни. «Наверное, меня бы не было сегодня на этой высокой трибуне, если бы не этот Алексин и эта красота Оки, пейзажа, всего того, что меня окружало, и те народные звучания, которые раздавались из того лугового берега».