У поэта Юрия Левитанского есть цикл "Кинематограф". В нем стихи - будто отрывки из фильмов. Запечатленные мгновения. Автор бесстрастно рисует картинки, но при этом находит такие слова, что читатель, додумывая, рисует в воображении ряд картинок и даже целый фильм (все зависит от фантазии и близости темы).
У меня есть красочный сборник Левитанского с такой вот зимней обложкой и новогодним названием:
И в нем есть это небольшое, но полное смысла стихотворение. Я сфотографировала общий план, чтобы были видны рисунки, которые мне тоже очень нравятся:
А теперь само стихотворение "Как показать зиму" поближе:
На первый взгляд - простая жизненная зарисовка. До боли всем знакомая и, будто бы, и не о чем?
Но если читать внимательнее, что мы видим. Женщина купила на рынке ёлку и несет домой. Интересно, что не снег и не деревья без листьев признак зимы в этом стихотворении. Именно ёлка выбрана символом. То есть зима прочно ассоциируется у поэта именно с Новым годом и людьми, несущими ёлки.
Второй интересный момент - ёлку несет женщина. Обычно это делают мужчины. Хотя бы потому, что ёлки тяжелые. Значит, она одинока. А праздники не так радостны и острее чувствуется одиночество.
Женщина худенькая, а ёлочкино тело вздрагивает у нее на плече. Прям сердце сжимается. Но поэт торопливо отвлекает нас, говорит - дело в ёлке, женщина-то не при чем.
Затем ёлочка ждет своего часа на балконе. Будто молодая девушка в предвкушении праздника и подарков от жизни.
Потом следует звездный час ёлочки-женщины. Блеск, полет и свечи. И - без всякого перехода - следующая сцена.
Отрезвляющая, весьма жесткая. Одиноко лежащую в снегу ёлку заметает метель. Праздники кончились.
Но, как ни парадоксально, это означает не конец, а начало. Значит, начался следующий год. И будет время других ёлок. Жизнь быстротечна, но так уж все устроено. И дни хоть и длинней, но холодней.
А женщина... Но речь уж не о ней. О ёлке, что бы не имел в виду Левитанский. Все дело в ёлке.
Вы как понимаете это стихотворение?