Найти тему

Рассказ из сборника "Житейские истории"

Наша реальность многослойна...И один из слоев - это жизнь людей в социуме. Находясь в нем люди постоянно взаимодействуют, при этом каждый индивид живет своей жизнью, со своими целями, проблемами, отношениями.

Очередная публикация - это рассказ "Спасибо, папа..." Это повествование о неоднозначных отношениях между родителями и детьми.

Аннушка, придвинув ноутбук, набрала первую строку на клавиатуре. Белый лист уже не пугал ее своей белизной, ей хотелось писать.

Вторая строка так и не легла на вордовский лист. Неожиданный телефонный звонок заставил Аннушку прерваться.

- Надо телефон было отключить, - проворчала она, сетуя на себя за запоздавшее решение.

Ответив звонившему, она была удивлена. Звонила ее бывшая сокурсница по университету Женя. Они не были подругами, и будучи еще студентками очень редко общались. И вот спустя годы после окончания университета – этот странный звонок от нее. «Интересно, откуда у нее мой номер? Надо будет спросить, - решила Аннушка».

- Аня, мы можем встретится и поговорить?

Вопрос застал Аннушку в врасплох: «О чем она хочет поговорить? Нас ничего не связывало даже во время учебы, а сейчас и тем более… между нами нет ничего общего …»

Голос собеседницы выдавал ее смятение. Аннушка, интуитивно поняла, что если ответить отказом, то это будет даже не неправильно, а негуманно, и на просьбу Жени она решила откликнуться.

Они встретились в ближайшем кафе. К удивлению, Женя практически не изменилась, возможно, выглядела менее уверенной, какой ее помнила Аннушка со времён учебы. И растерянность в её глазах объяснялась скрываемым волнением.

После извинений за беспокойство, Женя постаралась внести сразу ясность, так сказать, расставить точки над i.

- Я обратилась к тебе, потому что ты пишешь. Я читала твои сказки, они добрые. Мне понравилось. У меня сейчас в жизни произошли события… - немного смутившись призналась Женя,- о которых я хотела тебе рассказать. Вернее поделиться, чтобы ты о них написала. Если ты будешь не против, - поспешно добавила она, извиняющимся голосом.

« Так вот откуда у нее мой телефон! - промелькнувшая догадка дала ответ на вопрос Аннушке». В последнем альманахе, где публиковалось ее фэнтези, были указаны контакты авторов. «Теперь понятно, значит, я ее интересую как автор! Любопытно , о чем она мне хочет рассказать? – слушая Женю, думала Аннушка. - Конечно, она выслушает Женю, возможно, это будет новый сюжет для будущего творения, - заговорил в ней проснувшийся писательский азарт».

Аннушка, помешивая соломинкой фруктовый фреш, кивнула Жене в знак согласия, что она готова послушать ее историю.

- Мой отец лежит в реанимации, - начала она свой рассказ. – И я сегодня ходила к нему в больницу.

Аннушка не видела в этом ничего особенного, это нормально, когда родственники навещают своих заболевших родных в больнице.

- Мы с ним не общались на протяжении нескольких лет.- продолжала Женя.- Но сегодня я решилась его навестить, когда мне сообщили из больницы, что он находится в тяжелом состоянии.

***

Женя осторожно, словно боясь его разбудить, проскользнула в приоткрытую дверь палаты. Но ее опасения были напрасны, он был в коме и не мог ничего слышать, по крайней мере, реагировать на сторонние звуки точно не мог. Его невосприимчивость к внешнему миру продолжалась уже не один день. Врачи не давали никаких прогнозов, ссылаясь на возраст и серьезность диагноза, делая упор, что это уже произошло повторно.

Женя все также бесшумно присела на стоящий рядом с кроватью стул, и замерла, уставившись на недвижимое тело своего отца. С возрастом тело его стало грузным, а при невысоком росте, оно было похоже на грушу. И вот сейчас, эта огромная груша лежала неподвижно на больничной койке. Дыхательный аппарат, к которому был подключен ее отец, дышал за него, и грудная клетка отца ритмично вздымалась в такт его работы. Если бы не эти движения, можно было принять его за мертвеца.

Поставленный диагноз, прозвучал как смертельный приговор - геморрагический инсульт головного мозга. Это был у него уже второй инсульт. После первого ему удалось выкарабкаться, благодаря страшно дефицитному лекарству, которое помог достать ее будущий муж. Но спустя годы, ее отец об этом даже и не вспомнил, и вот повторно он оказался вновь на больничной койке. Но на этот раз все было значительно серьезнее. Женя, глядя на беспомощное тело отца поняла ранее услышанное выражение «стал как овощ»… Это значит, что человек уже как бы и не человек, а некое тело, в котором будет поддерживаться жизнь, если за него дышать, искусственно кормить, а он будет только выделять, но даже эти примитивные процессы будет не в силах самостоятельно контролировать… Задумавшись об овощах, Женя не могла полностью с этим согласится: «Для растений свойственен гелиотропизм, - рассуждала она, - будучи фиксированными в почве корнями, они, тем не менее, реагируют на солнечный свет, поворачивая стебли, листья и цветы по направлению к нему. А подсолнух! Так он постоянно «смотрит» на солнце!»

Она смотрела на отца, вспоминая последнюю их встречу и разговор, произошедший между ними, который в одночасье разрушил все ее детские иллюзии, и к ней пришло понимание его истинного отношения к ней. Его сказанные слова, объясняли это отношение, которое она невольно ощущала в детстве и юности…Его слова были словно вспышка, которая осветила все самые скрытые и потаённые уголки.

Разрыв между ними произошел, несколько лет назад, когда Женя училась на последнем курсе университета. Ее отцу потребовался ремонт квартиры, и он, считал, что муж Жени занимаясь бизнесом гребет деньги лопатой (!), и ожидая от нее оплаты ремонта квартиры, завел разговор об этом и привел для примера свою соседку, что она получила на ремонт от сына кругленькую сумму. Но Женя, будучи ограниченной в деньгах предложила вариант - всем родственникам внести посильный денежный вклад, так сказать, в складчину собрать деньги. Но то, что произошло дальше, то, что она услышала от отца, повергло ее в шок…

Она, будучи еще ребенком, часто слышала от родителей, что они ожидали рождение мальчика, а родилась … она. Для них это было разочарованием, особенно для отца. Он и имя дал ей мальчишеское. Она это поняла, услышав однажды песню на стихи Константина Ваншенкина. В этой песне имя Женя – Женька озвучивалось как мальчишечье, а Женя хотела, чтобы отец в ней видел девочку.

Стоит средь лесов деревенька,

Жила там когда-то давненько

Девчонка по имени Женька.

Мальчишечье имя носила

Высокие травы косила,

Была в ней великая сила.

Женя пыталась припомнить, что она чувствовала к нему в детстве. Любила ли она его? Да, конечно, он же был ее отцом... Вспомнилось, как она, будучи маленькой девочкой , старалась угодить отцу, добиться его одобрения… А когда пошла в школу, старалась учиться на пятерки, чтобы он мог с нескрываемой гордостью сообщить своим приятелям: «Моя -то на одни пятерки учебный год закончила!»

И вот в тот день, заведя разговор о деньгах, и не услышав ожидаемый ответ, отец Жени, не скрывая враждебности к дочери, обвинил ее в черствости, и затем с сожалением добавил:

- Напрасно я помешал твоей матери довести дело до конца! – и уже со злобой в голосе добавил, - лучше бы было, чтобы ты и не рождалась, чтобы тебя совсем не было!

Женя помнила из своего детства намеки отца, о том, что мать, беременная ею, желала избавиться от беременности, принимала какие-то препараты… И что он, узнав об этом, запретил ей, будучи уверенным, что родится сын. А после любил подчеркивать, тот факт, что она своим рождением обязана ему. «Родилась благодаря мне, - говорил он». Вспоминая это, Женя ужасалась: «Как можно такое было говорить ребенку? Ведь она не просила их о своем рождении…»

В тот день, она молча, едва сдерживая слезы, встала и ушла, не в силах слышать такое от родного отца.

Сидя в больничной палате, перед кроватью на которой покоилось тело отца, Жене казалось, что открой он сейчас глаза, то она вновь увидит такие же, ничуть не изменившиеся со дня из последней встречи – вытаращенные, оловянного цвета, полные злобы к ней… А еще она подумала о том, что если бы в их деревеньке проводили диагностику УЗИ, то не сидела бы она сейчас на этом стуле. В деревенском убогом медпункте, работала преклонных лет только одна фельдшер, а за более сложной помощью жители деревни обращались в город. Определять пол будущего ребенка ее мать, конечно, не поехала – это было далеко, да и хлопотно...

- Возможно, что он скоро умрет, - рассуждала Женя. – Что же мне следует сказать про него, в тот день, провожая его в последний путь? Про покойников можно говорить либо хорошее, либо молчать… - и немного задумавшись, добавила, - я скажу тебе, папа, как я благодарна тебе за все, что ты сделал для меня. И это будут хорошие слова – слова благодарности, именно такие, какие говорят при прощании…

- Спасибо, папа, - мысленно обратилась Женя к отцу, - что благодаря тебе, я поняла, как важно дарить любовь своим детям. Дарить безвозмездно, независимо от пола ребенка, независимо оправдал он своим рождением твои ожидания или нет. Любому человеку, неважно маленький он или уже взрослый, необходимо чувствовать, что он любим, и что его принимают родные со всеми его качествами - хорошими и не очень. Именно благодаря тебе, папа, я поняла, что, особенно маленькому человеку, пока он растет, важно, как можно чаще слышать, что его любят. Мне этих слов очень не хватало, я не помню, что бы ты хотя бы раз сказал мне, что любишь меня и всегда будешь любить «свою маленькую девочку»…

Женя призналась, что фраза «моя маленькая девочка» заимствована из фильмов. Возможно, она и звучала немного слащаво, но ей нравилась. На этом слова благодарности, адресованные отцу у Жени, не заканчивались:

- Спасибо, папа, ты все сделал, чтобы я поняла, что надеяться в этой жизни я могу только на себя, и именно благодаря тебе я стала самостоятельной. Ты никогда, ни единого раза, не подставил мне свое плечо, я не ощущала себя «как за каменной стеной»… Увы, все чего я добилась в своей жизни – это только моя заслуга. А твои слова, что ты не будешь ни перед кем унижаться и просить за меня, потеряли свою ценность и ты в моих глазах, выглядел уже не настолько принципиальным и кристально честным, после того, когда спустя годы, когда я узнала от матери, что ты легко предаешь свои «принципы» ради посторонних людей…

- И спасибо, папа, за правду, которую я узнала в последний день нашей встречи, когда ты еще в состоянии был говорить… Благодаря сказанному тобой, я наконец то поняла, причину неприязни, которую я улавливала по отношению к себе. Мне стало понятно, что это не моя вина… Как бы я ни старалась прилежно учиться и быть послушной, мне не удалось изменить твоего отношения ко мне в силу того, что я родилась девочкой…

Женя, мысленно разговаривая с отцом, не могла точно определить, сколько прошло времени. Но заглянувшая в палату медсестра, дала понять, что время визита заканчивается. Женя, встав со стула, еще на несколько минут задержалась в палате. Она обратилась к отцу уже не мысленно, а проговорила вслух, надеясь, что он услышит ее, даже находясь в коме.

- Мне кажется, что наши души еще встретятся в этом мире, папа… Возможно, что твоя душа выберет тело моего будущего ребенка. И ты знаешь, независимо от того, какого пола будет мой ребенок, я его буду любить всем сердцем, и он будет знать об этом, потому что я ему буду об этом говорить. И я никогда, слышишь – НИКОГДА, не скажу ему, что жалею о его рождении, и буду принимать его таким, какой он есть, не требуя от него ничего взамен. И насколько будет возможно, я буду стараться помогать своему ребенку, независимо от того сколько ему будет лет. И если у меня родится девочка, то она будет носить девочковое имя, папа…

***

Закончив писать, Аннушка откинулась на спинку стула, и как бы со стороны взглянула на экран ноутбука с последней страницей текста. Она ощущала одновременно и усталость, и удовлетворение написанным рассказом. Он был не придуманной сказкой, а реальной жизненной историей. Ощущение для Аннушки было новым. Она словно приподняв завесу, скрывающую от чужих глаз потаённое и очень личное, обнажила переживания реальных людей, их непростые отношения, разочарование и смелость, и их великодушие при выборе решений. Ей, ощущающей отцовскую любовь с самого детства, было сложно ответить себе, как бы она поступила, оказавшись на месте Жени.

©Елена Лоншакова, 2022 год

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц