Много фальшивых речей и абсурдных требований звучит на продолжающемся четвёртые сутки шабаше азербайджанцев у оккупированного арцахского города Шуши, на «дороге жизни» – Лачинском коридоре, заблокированном толпами ряженых азербайджанских «экологов», «топонимистов» и иже с ними. Можно не обращать внимания на словесный понос, извергающийся из уст специально подготовленных провокаторов, но на некоторые вопиющие случаи лжи всё же необходимо реагировать с тем, чтобы несведущие люди не приняли их за чистую монету.
Бездарно разыгрывая сценку в стиле «мальчик хочет в Тамбов», малограмотная сорокалетняя женщина говорит с крокодиловыми слезами на лице о страстном желании «жить в Ханкенди», где она якобы родилась. При этом сия нервная особа разбавляет свою сбивчивую речь на крайне примитивном русском языке лживыми призывами к миру, от которых задыхаются даже голуби, которых собравшиеся в агрессивную толпу лицедеи периодически выпускают в воздух для прикрытия своих, по сути, фашистских целей.
Начнём с того, что если бы этой примитивной активистке, которая армян называет не иначе как «армянцами», было бы аж 99 лет, то и тогда она даже теоретически не могла бы родиться в «Ханкенди», так как Степанакерт был основан ещё в 1923 году и через несколько месяцев отметит своё столетие.
Поясним, что на месте современного Степанакерта в своё время располагалось армянское поселение Вараракн, получившее название от протекающей через него реки. Что касается «Ханкенди» (в переводе с азербайджанского означает «ханская деревня»), то это органически чуждое для армян Арцаха название появилось в 1847 году, в связи с тем, что здесь останавливался на зимовку Ибрагим-хан, сын предводителя кочевого тюркского племени джеваншир из рода сарыджаллы – Панаха, который в середине XVIII века объединил и возглавил бродящие в куро-араксинском междуречье тюркоязычные племена с разбойничьими нравами и, воспользовавшись междоусобицей арцахских меликов, обосновался в армянской крепости Шуши, провозгласив Карабах ханством, а себя самого ханом. После появления в Шуши Панаха и в период правления его сына Ибрагим-хана Шуши стал очагом угроз и несчастий для армян Арцаха, существовавшего ещё с ранних античных времён в качестве провинции Армении.
Позже Карабахское ханство было упразднено властью Российской империи, а указанное поселение стало штаб-квартирой с хозяйствами, в которых располагались русские военные подразделения. После 1898 года здесь дислоцировался русский гарнизон с казармами, больницей, полковой церковью и т.д.
Степанакерт получил своё название в 1923 году в честь лидера большевистского движения на Кавказе Степана Шаумяна.
На момент образования НКАО Степанакерт представлял собой полуразрушенный населённый пункт с 10-15 постройками. Первый проект по обустройству города был составлен в 1926 году известным армянским архитектором Александром Таманяном. Два последующих проекта – в 1938-ом и в 1968-ом годах – следовали системе, разработанной Таманяном. Постепенно город стал превращаться в центр промышленности Нагорного Карабаха. К концу советской эпохи в Степанакерте проживало 56 тысяч человек, из которых примерно 13% составляли азербайджанцы.
После развязанной Азербайджаном провальной для него войны 1991-1994 годов в Степанакерте, вследствие вражеских обстрелов и бомбёжек, не осталось практически ни одного уцелевшего здания. Но за последующие 26 лет столицу провозглашённой Нагорно-Карабахской Республики не только полностью восстановили, но и построили ряд новых жилых комплексов, культурных, образовательных, здравоохранительных и иных объектов. Степанакерт продолжал расти и развиваться, становился краше и зеленее. Однако новая беспрецедентная агрессия, на этот раз с открытым участием Турции и тысяч завербованных из разных стран террористов, привела к новым разрушениям инфраструктуры, религиозных, социальных и общественных объектов, жилых домов, дорог. После войны 2020 года пришлось заново начать процесс восстановления Степанакерта...
Как видим, Азербайджан имеет отношение к Степанакерту лишь в плане его разрушения и нанесения вреда его жителям. И сегодня преступный сброд в одеяниях экологов, общественников и журналистов снова пытается задушить Степанакерт в блокаде, создать гуманитарную катастрофу в городе, где на данный момент проживает почти половина населения Арцаха, в том числе лишившиеся своих домов гадрутцы, шушинцы и другие вынужденные переселенцы...
А таким тёмным «активисткам» из бакинского экологического шоу вблизи оккупированного Шуши можно посоветовать следующее: иди в «ханкенди»! А если не найдёшь на карте такой населённый пункт, то разбей где-нибудь в азербайджанских степях палатку, прикрепи к ней табличку с соответствующей надписью и живи себе там сколько пожелаешь. Благо в тебе имеется непреходящая генетическая память, переданная от предков-кочевников….
А в Степанакерте, как и в Арцахе в целом, должны жить мирные и цивилизованные люди, а не провокаторы, пытающиеся изгнать народ со своей многовековой родины.
Такие бакинские троянские кони – «уроженки Ханкенди» – Арцаху абсолютно не нужны…
Ашот Бегларян, писатель, публицист, Степанакерт