Средние и крупные организации с развитым бизнесом часто не представляют, насколько существенные потери они несут от простоев или от недостаточно высокой производительности программного обеспечения и серверов. В отдельных случаях это приводит к скрытым многомиллионным убыткам, что и произошло в моем случае.
Первые звоночки
Начну с представления, зовут меня Алексей, у меня приличный и достаточно успешный строительный бизнес с оборотом в 100 000 000 в год. Бывает, что потери, происходящие на передовой линии работы с клиентами, так или иначе связывают с ИТ. В «источники зла», как правило, записывают каналы связи, некорректно настроенное или просто плохо работающее ПО и морально устаревшее оборудование (сервера, ПК и т.д.). Накладывает отпечаток и ставшая классической для строительной отрасли проблема — отсутствие штатного ИТ специалиста или же его недостаточная компетентность (в ряде случаев ИТ специалист не может даже правильно локализовать проблему, не то что исправить).
Такая ситуация сложилась в моем собственном бизнесе, где ИТ-специалист, зная о многочисленных инцидентах (затупы компьютеров, лаги 1С, долгие отклики программы) не мог локализовать причины и их устранить. Перемещая внимание между отдельными «пожарами», он занимался симптоматическим лечением — просто «сбивал температуру», хотя требовалась комплексная «терапия» и устранение глубинных причин сбоев, приводящих к проблемам в работе десятков сотрудников. В данном случае из-за медленного открытия форм для заполнения, зависания ПК и прочих технических проблем сотрудники в офисе ежедневно обрабатывали на 15% заявок меньше, чем могли, а некоторые сотрудники не работали и вовсе около 10% рабочего времени из за сбоев в работе 1С. Все это вело к снижению бизнес-показателей.
Как я решился погрузится в это с головой
Ситуация с проблемами в ИТ инфраструктуре не была тайной для меня, но я даже близко не мог предположить, насколько критично это влияло напрямую на деньги, которые недополучала компания. ИТ специалист пытался подойти к решению проблемы привычными способами, например, апгрейдил компьютеры сотрудников. Что вполне логично: когда сотрудники жалуются на низкую скорость рабочих инструментов, первая мысль — увеличить производительность железа. Добавляли память, заменяли диски на более быстрые, но проблема не исчезала.
Такой точечный апгрейд вслепую приводил к неэффективным тратам. Чтобы радикально решить проблему, требовалась объективная оценка происходящего и я начал понимать, что не обойтись без помощи со стороны.
Пути решения
Я обратился в специализированную компанию, которая занимается диагностикой и решением проблем в ИТ инфраструктуре. Команда экспертов провела интервью со мной и ИТ специалистом, предварительно обследовала все что можно и нельзя, сделали замеры производительности и отправились делать аудит. Важно упомянуть, что я обратился в эту компанию по совету, и работу всю делали удаленно. Обследование заняло 4 дня.
«Золотые» метрики
В результате аналитики родилась причина, влияющая на производительность всей моей команды напрямую. Скрытое стало явным: обнаружили целый ряд проблем в наших серверах, о которых до мониторинга никто даже не догадывался (некорректное хранение базы данных, недостаток оперативной памяти и т. д.) .
Все работало медленно, что напрямую сказывалось на производительности сотрудников, тормозили приложения для работы с клиентами.
Как «внезапно нашлись» 6 миллионов в год
Замена и перенастройка серверов кардинально поменяло картину происходящего.
С точки зрения финансов, я получил прямую отдачу довольно быстро. Только на 40% сократив число инцидентов, приводящих к простою работы сотрудников, в первый же год я сэкономил 2 миллиона рублей, о потере которых я раньше даже не подозревал.
Другое слагаемое экономии появилось в итоге полной оптимизации всей ИТ инфраструктуры. В среднем, рабочее время сотрудников увеличилось на 10%, и мы стали обрабатывать на 15% обращений больше, таким образом, я перестал терять около 6 миллионов в год.
И это чистая математика. Как резюмировал мой коммерческий директор спустя время, новая ИТ инфраструктура фактически окупила себя за первые три месяца работы.
Ребятам из Бизнес Ай Ти большая благодарность.