Звонок на урок. Шестиклассники весело влетают в класс. Мокрые непослушные волосы. Румянец на лице. За плечами тяжеленные рюкзаки. Лёва ставит свою сумку на парту, делает глубокий выдох, смахивает капли пота со лба. Впечатление такое, что он пробежал пару километров по лесу на лыжах, а не поднялся с первого этажа на третий.
Лёва не умеет молчать. Он всё делает громко. Урок начать тоже нельзя - Лёва должен выговориться. Неважно о чём. Ни о чём. Обо всём. Вот и сейчас он с улыбкой на лице кидает в адрес одноклассника:
- Ярик - абьюзер!
Проговаривает эту фразу несколько раз.
Ярик снисходительно улыбается, зная, что Лёва шутит.
Время урока. Нужно как-то начинать, но ведь интересно узнать, какой смысл шестиклассники вкладывают в понятие АБЬЮЗЕР.
Спрашиваю у Льва:
- Абьюзер - это кто?
Получаю незамедлительный ответ:
- Абьюзер - тот, кто бьёт и унижает морально.
- Понятно, - говорю я.
Но Лёву уже не остановить, ему нужно срочно высказаться на тему мыслей, которые его занимают:
- Нужно выгонять из школы тех, которые постоянно болеют. Смысла нет в такой учёбе.
Сказал как отрезал. Точка.
Тут ещё нужно понимать, что Лёва - обычный ребёнок. "Звёзд с небес не хватает"- это про него. В меру ленивый. Но, когда искренне чего-то желает, умеет настроиться и сыграть на результат. Я обожаю его. Никогда не знаешь, чего ждать. Вот и сегодня удивил своим "абьюзером".
Всё- таки дети - совершенно удивительный народец. Если бы не они со своей непосредственностью, ноги моей не было бы на пороге школы. Они потрясающие. Умные. Остроумные. Смешные и трогательные. Живые. Они такие, как есть, они настоящие, в отличие от нас, взрослых!
А самое главное - у них можно многому научиться, если, конечно, захотеть.
Прежде всего научиться искренности и доброте.
Дети говорят то, что думают. Они умеют выражать свои эмоции, не искажая их. Они не умеют играть словами.
Они бывают очень наивными. Но внимание: учителю, который сумел завоевать их сердце ❤️, они верят безоговорочно. И здесь кроется опасность и первое большое разочарование, если учитель не оправдал их надежд, проявил себя некрасиво или, как говорили раньше, непедагогично. Тогда детское сердце может быть разбито.
С другой стороны, это жизненный опыт, который учит пониманию, что учитель - тоже человек со своими слабостями, со своими недостатками, что он не является абсолютной величиной, на которую надо равняться.
Так вот, возвращаясь к Лёве.
Ребёнок меня поразил тем, что в 12 лет он знает не только это слово "абьюзер", но и его определение. Не удивлюсь, если у него есть знакомый абьюзер, а может, и не один. Я сама не так давно услышала это слово. А когда услышала, то сразу же отправилась перелистывать интернет- страницы, чтобы понять что же это за страшный зверь.
Термин "абьюзер" употребляется для описания человека, который применяет насильственные методы, это может быть психологическое, физическое или экономическое насилие для достижения своей цели. Абьюзивные отношения — уничижительные взаимоотношения между «тираном» и «жертвой», которые сопровождаются постоянными манипуляциями с помощью денег, шантажа, угроз и рукоприкладства, а также моральным издевательством со стороны агрессора.
Абьюзивные отношения встречаются внутри семьи. Кроме того, такие отношения могут существовать в любых других видах межличностных связей (Википедия).
В принципе, ничего нового. До сегодняшнего дня в моём словаре были другие термины, которые описывали точно такие же взаимоотношения, например: энергетический вампир, манипулятор, тиран, токсичные отношения...
По жизни с подобными особями я встречалась неоднократно. Люди малоприятные, но довольно трусливые по своей сути. Боятся тех, кто видит их сущность, боятся разоблачения и правды о себе - таких несчастных и нелюбимых жизнью. Но это истории для отдельной статьи.
Сегодня же я хочу поговорить о том, как выглядят те самые учителя- абьюзеры, которые умеют превратить жизнь ребёнка в ад.
Задала себе этот вопрос и задумалась на какое-то время. Оказалось, что ответить на него не так уж и просто.
Вспомнились мои школьные годы...
6-й класс. Уроки русского языка и литературы. Имя учителя уже стёрлось из памяти. Может быть, потому, что он проработал в нашей школе всего один год. Происходящее на его уроках сложно было назвать обучением предмету. Каждый занимался тем, что ему было приятно: кто- то читал книги, кто- то рисовал, другие играли в морской бой. Вся эта деятельность сопровождалась шумом, смехом, остроумными шутками, комментариями. Все разговаривали со всеми. Одновременно. Учителя это страшно раздражало. Минут через 10 после начала урока он открывал "портал" в коридор, указывая направление на выход то для одного, то для другого. Моих одноклассников долго уговаривать не приходилось: возможность поиграть в мяч 🏈 вместо скучного русского принималась на "ура". Правда, во всей этой истории был один бемоль: пока нарушитель дисциплины по стеночке направлялся к выходу, учитель в это время старался со всей силы впечатать его в стену краем парты. Этот урок был хорошо усвоен, поэтому со временем мы научились развивать скорость и реакцию лучше, чем они были у учителя. И радовались всякий раз, когда удавалось безболезненно выскочить в рекреацию, оставив за спиной звук впечатанной в стену школьной парты.
Менее шумным, но словоохотливым везло больше - он вытаскивал их за плечи из- за парты и относил в угол до конца урока. Моя подружка Юлька, которая обожала вытаскивать ноги из тесных туфелек под партой во время урока, один раз простояла в углу класса ... босиком.
Ещё у него был дипломат из пластика чёрного цвета. Он очень любил им кидаться в самых буйных. Хорошо помню этот дипломат к концу учебного года - окончательно убитый: весь в трещинах, с отломанной ручкой, с зияющими дырами на местах отвалившегося пластика.
Можно ли назвать этого преподавателя абьюзером? Лично я не уверена. Я не могу вспомнить, чтобы кто- то из моих одноклассников истерил после его уроков. Да, мы их обсуждали, возможно, даже осуждали, но негатива лично у меня он не вызывал. По- моему, у остальных тоже. Напротив, я обожала "учить русский" в коридоре в компании таких же любителей родной речи. Более того, старалась делать всё возможное, чтобы с первых минут занятия занять комфортное место на полу в клеточку у батареи.
Пожалуй, это самый яркий пример так называемого учителя-абьюзера из моего школьного детства.
Возможно, под эту категорию подпадает и наша классная руководительница, воспоминания о которой по сегодняшний день вызывают кислую улыбку не только у меня.
На моё несчастье, эта дамочка жила со мной в одном доме, к счастью, в соседней парадной. Но время возвращения с работы моей матери она знала наизусть и регулярно дежурила у дома в ожидании её. По настроению матери, появляющейся на пороге, я понимала, что нужно готовиться к худшему. Встречи З.А.(назову так свою классную) с родителями никогда не приносили позитивных эмоций. Некоторым, "особо любимым", она имела обыкновение наносить вечерние визиты домой. На своих уроках - а она преподавала алгебру и геометрию- З. А. не стыдилась объяснять, кто есть кто. Будущее, которое нас ожидало, безаппеляционно озвучивалось публично во время процесса обучения. Таким образом, в нашем классе было несколько ПТУшников*, несколько проституток, столько же наркоманов, парочка дворников, сколько- то учительниц и будущих учёных мужей.
*ПТУ, оно же профессионально- техническое училище - слово малознакомое и ругательное. Стыдно было не получить полное среднее образование в школе и не поступить в ВУЗ, а оказаться в "путяге" по окончанию 9- го класса. Сегодняшним школьникам более привычно слышать Шарага вместо Путяга.
Нужно поверить мне на слово, что каждый из нас состоялся. И в профессии, и как личность. У каждого есть достижения, которыми можно и нужно гордиться. Предсказания З.А. не осуществились, но осадок у многих остался по сей день.
Она делала много чего другого, что недопустимо по отношению к учащемуся. И сегодня это назвали бы насилием над личностью ребёнка.
Сделаю поправку, что моё поколение, становление которого пришлось на 90е годы, не являло собой тихих ангелочков, поэтому З.А. за все её каверзы "прилетало" от нас по полной. Разбитые кирпичом стекла в её кабинете, прогул её уроков целым классом - она нас научила защищать себя. Не знаю, насколько правомерны были наши способы защиты, но так мы выражали своё несогласие с вторжением в наше личное пространство.
Для меня лично З.А. перестала существовать, как только дверь школы закрылась за моей спиной. Но её уроки я запомнила на всю жизнь и благодарна ей за практический инструктаж "Каким не должен быть учитель". Таких знаний не дадут ни в одном педагогическом ВУЗе.
И всё равно у меня возникает вопрос о З.А.: это действительно образ учителя- абьюзера? Психологическое давление, которое она оказывала на нас, было очень мощным. Но её выбор жертв оказался ошибочным: мы оказались очень жизнестойкими и не приняли навязываемую нам роль.
В школе я работаю уже 25 лет. Страшно об этом даже думать. Перелистывая страницы своей профессиональной деятельности, пытаюсь найти пример учителя- абьюзера. Самое удивительное, что не нахожу. Несомненно, в школе существуют некие абьюзивные отношения, но, скорее, это относится к взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, нежели между преподавателем и классом учащихся. Личные конфликты и неприязнь между последними имеет место быть, но всё решаемо при желании с минимальными энергетическими затратами.
Школа сейчас - не самое распрекрасное учреждение. И в статусе она значительно потеряла за последние пару десятков лет.
И учителей по призванию в одном образовательном учреждении не так уж и много. Меньше трети педагогического коллектива. Учителя "от Бога" тоже есть, слава богу! Тафтология конечно. Но без них фундамент школы рухнул бы ещё в 90-е. А в общем, школу потряхивает конечно, штукатурка сыпется, лампочки раскачиваются, но несущая- то конструкция - железобетонная и прочно вдавлена в грунт.
Конечно, немало появляется случайных людей - тех, кого занесла нелёгкая в школу на пару- тройку лет. А дальше ветер перемен их подхватывает своим следующим порывом и несёт дальше.
Количество причин, по которым тот или иной человек появился в школе, бесконечное множество. И за каждым человеком стоит его личная история. Для ребёнка его история не являет особую значимость. Важно другое: чтобы установился личный контакт с учителем и начал зарождаться интерес к предмету. Если учитель - человек случайный, контакта не происходит. Каждый тянет свою лямку.
Дети отлично видят, формулируют целеполагание учителя и его интерес/ его отсутствие к своему предмету:
- Она просто устала. Совсем не учит. Мы её раздражаем.
- Она засыпает прямо на уроке. Иногда она просыпается и начинает диктовать по второму разу один и тот же материал. Но самый лучший урок в нашей жизни был, когда она заснула на пятой минуте и проспала до перемены. Мы специально сидели тихо, чтобы её не разбудить.
- Очень любит себя, поговорить о себе и своей дочери. Обычно Кирилл садится перед ней, смотрит прямо в глаза, мило улыбается, осторожно интересуется её делами. Дальше дело идёт: весь урок мы отдыхаем, слушая её семейные истории.
- Эта парочка обожает об'яснять как нужно себя вести, как нужно жить, как стоит одеваться.
- Жалко её очень. Её никто не любит из учителей. Она нам сама рассказывала!
Детские замечания всегда попадают в яблочко.
Они обычно немногословны в отношении отличных преподавателей.
- Прекрасный учитель!
- Гений!
- Лучший!
- Он нас учит думать.
- Только благодаря ему!
Краткость - сестра таланта. Дети правы, учитель должен представлять собой личность, и это норма, потому о нём лишь маленькая заметка на полях.
Но, может быть, не так уж и плохо, если старушка- учительница вдруг заснёт на своём неинтересном уроке, урок пройдёт быстрее? Зато дети научатся ценить тишину, и никакого тебе прессинга учащегося... )))
А что вы думаете по этому поводу?