Найти в Дзене
MR7.ru — Мой район

«Всё, кина не будет»

Оглавление
   Главный вход в здание «Ленфильма». Фото: Олег Золото / MR7
Главный вход в здание «Ленфильма». Фото: Олег Золото / MR7

Новая жизнь

18 января 2022 года в беседе с президентом России Владимиром Путиным министр культуры Ольга Любимова рассказала, как обстоят дела у старейшей петербургской киностудии: «С "Ленфильмом" всё лучше и лучше. Правда!» По словам министра, успехов удается достичь благодаря команде и новой стратегии развития.

В сентябре 2020 года на пост генерального директора «Ленфильма» акционерное общество «Росимущество» назначило Фёдора Щербакова. Амбициозный журналист, ранее не работавший в сфере кино, сразу взялся за решение проблем и уже в 2021 году представил стратегию развития киностудии на пять ближайших лет — её разработали совместно с Минкультом.

Согласно стратегии, приоритетными задачами являются: вернуть права на показ фильмов «Золотой коллекции», выплатить долги по кредиту, отремонтировать павильоны, возродить кинопроизводство и создать на базе «Ленфильма» культурный центр.

«Безубыточное производство»

Одним из главных пунктов заявленной Щербаковым стратегии было погашение долгов «Ленфильма», причем с помощью собственных средств киностудии. К моменту, когда директор представил стратегию — в 2021 году, часть кредита — 1,53 миллиарда рублей - уже погасили благодаря дотациям Минкульта в конце 2020 года.

Ещё часть долга и задолженность по процентам удалось закрыть за счёт продажи участка земли на улице Тамбасова, 5. Компания «Росстройинвест» выкупила здание в 2021 году и начала выплаты частями. Первый платеж на сумму 386,25 миллиона поступил в декабре прошлого года и, по заявлению Щербакова, «частично был направлен на закрытие долга».

Затем, в течение 2022 года «Росстройинвест» продолжил выплачивать по сделке деньги, с помощью которых к середине мая «Ленфильм» окончательно расплатился по долгам.

Тем не менее само предприятие назвать успешным и доходным на данный момент пока не получается: с 2020 на 2021 год выручка увеличилась лишь на 1% — чистая прибыль составила около 700 миллионов рублей, что вдвое ниже, чем в предыдущем году. При этом, согласно отчетам киностудии, большая часть этих денег была получена как раз в результате упомянутых продажи участка и траншей Минкульта.

Что касается доходов за текущий год, бухгалтерский отчет ещё не опубликован, однако «Ленфильм» заверил, что период был успешным:

„— Мы вышли на показатели, которые планировали по выручке и рентабельности предприятия на 2022 год, предприятие больше не убыточное, оно впервые за последние несколько лет принесло прибыль, — рассказал MR7 Фёдор Щербаков.

Какую конкретно прибыль — мы узнаем в ближайшее время.

Половина коллекции

Ещё один пункт стратегии, заявленной Щербаковым, — вернуть киностудии права на показ фильмов «Золотой коллекции», которые по договору от 2009 года полностью перешли от Госфильмофонда к компании «Твин СП». С 2020 года отдать советское кино «Ленфильму» через суд пыталось Министерство культуры.

Во время судебных разбирательств, осенью 2021 года, «Ленфильм» сообщил о том, что уже обладает «всеми видами прав» — что подтвердил и гендиректор, отвечая на вопросы MR7. Киностудии действительно передали «исключительные права» на показ советского кино из коллекции, при этом доход от воспроизведения делится пополам между киностудией и министерством, заявляла заместитель председателя правительства Татьяна Голикова ещё в 2021-м.

За кем же всё-таки останется право на показ таких картин, как «Золушка», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Свадьба в Малиновке» и «Полосатый рейс», арбитражный суд Московской области решил в августе 2022 года. Лицензионное соглашение между Госфильмофондом России и петербургской компанией «Твин СП» признали недействительным, тем самым удовлетворив иск Минкульта.

При этом, как стало известно 21 ноября, «Ленфильм» не смог вернуть деньги, полученные компанией «Твин СП» за прокат фильмов «Золотой коллекции» в 2018-2019 годах — это почти 70 миллионов рублей. Такое решение вынес десятый арбитражный апелляционный суд.

«Ленфильм-дебют» без дебюта

Часть дохода от «Золотой коллекции» гендиректор хотел направить на ещё один проект «Ленфильма» — обучающий. О том, что студия сможет поддерживать начинающих режиссеров, министр культуры Ольга Любимова заявила на старте проекта в сентябре прошлого года: «Программа развития "Ленфильма" подразумевает, что киностудия станет центром дебютного кино. И создание образовательной лаборатории — первый шаг на этом пути», — цитирует министра пресс-служба «Ленфильма».

После отборочного этапа «Ленфильм-дебют» стартовал 2 марта и длился около пяти месяцев. За это время 11 финалистов под руководством специалистов киностудии дорабатывали свои сценарии, а 27 августа презентовали их перед представителями Минкульта, Фондом поддержки кино и продюсерами.

Согласно информации с сайта госзакупок, мастерам курса выплатили по 500 тысяч рублей. 300 тысяч ушли на зарплаты координатора проекта и 190 — администратору. Помимо этого, для проведения PR-кампании договор на 605 тысяч рублей заключили с продюсерским центром Potenzial. Еще один контракт, с официальным продюсером лаборатории Натальей Дрозд, обошелся в миллион рублей.

Причем финансирование проекта осуществили также не благодаря доходам от лицензии на показ «Золотой коллекции», а на деньги Министерства культуры.

В середине сентября Федор Щербаков заявил об успехе образовательного проекта — директор планирует представить работы финалистов «Ленфильм-дебюта» на кинофестивале «Дух огня», который пройдет в 2023 году.

„– Мы провели первый сезон лаборатории «Ленфильм-дебют» и получили 10 готовых сценарных заявок от её участников, которые получили высокую оценку продюсеров и уже взяты в работу, — прокомментировал гендиректор.

При этом, несмотря на заявления Щербакова о том, что по сценарию одного из участников проекта — «Северная станция» — будет выпущен фильм уже в этом году, информации о запуске в производство этого или других сценариев пока нет.

«Открытая киностудия» ещё закрыта

В прошлом году «Ленфильм» анонсировал создание на базе киностудии культурного пространства: зоны отдыха, амфитеатр, летний кинотеатр, кафе и творческие мастерские — «Открытая киностудия»

Тогда же и заключили договор на шесть миллионов, а уже в 2022 году планировали открыть первые объекты, например пешеходную улицу, которая соединит Каменноостровский проспект и Кронверкскую. Открытие было запланировано на 9 мая. Проект предполагает перенос памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны сотрудникам «Ленфильма».

Улица действительно появилась, но лишь в формате пешеходного прохода, а не полноценного культурного пространства. На вопрос MR7 о том, когда же всё-таки появится это самое пространство, Федор Щербаков ответил, что в данный момент продолжаются ремонтные работы фасадов:

— В дальнейших планах — творческое развитие этого участка в комплексе со всей территорией киностудии. Проектирование закончено, мы сейчас согласовываем все внутридворовые пространства в комитете по градостроительству и в КГИОПе. Надеюсь, что до мая 2023 года мы получим все согласования, — сообщил Щербаков.

Уборка снега рядом с пешеходной улицей у «Ленфильма». Фото: Олег Золото / MR7
Уборка снега рядом с пешеходной улицей у «Ленфильма». Фото: Олег Золото / MR7

Дело не терпит отлагательства

Пока Щербаков планирует открытие нового общественного пространства, некоторые помещения киностудии нуждаются в ремонте уже сейчас.

Например, гендиректор обещал отремонтировать съемочные помещения «Ленфильма». В марте прошлого года глава киностудии заявил, что один из самых больших исторических павильонов — пятый — вскоре будет обновлен. Однако помещение сдано в аренду до 2023-го — сейчас там располагается «иммерсивная инсталляция», которая не позволяет провести даже оценку состояния здания. Поэтому по пятому павильону пока отсутствует даже утвержденный и согласованный проект.

Что касается четвертого павильона, ремонт которого директор «Ленфильма» также назвал приоритетной задачей и обещал обновить помещение уже к концу 2022 года, тендер провели только в июле. Сейчас с павильона снимают строительные леса.

Ещё один вопрос — котельная киностудии. Договор о ремонте также заключили в середине лета, при этом работы продлятся более полугода — а значит, эту зиму «Ленфильм» снова будет мерзнуть. Ситуация осложняется ещё и тем, что к котельной, которую построили в середине прошлого века, подключены соседние здания. Ранее из-за неоплаченных студией счетов отопление отключали и в соседних жилых кварталах.

Неразрешенная ситуация с ремонтом в исторических павильонах «Ленфильма» не мешает руководству киностудии браться за реализацию новых проектов. Осенью ряд СМИ писал о смотровой площадке на крыше десятого корпуса. На её обустройство потратили более 13 миллионов рублей — на новую кровлю и лифт. В пресс-службе студии отметили, что в дальнейшем предстоит еще потратиться на деревянный настил и ограждения по периметру.

При этом зданию десятого корпуса требуется капитальный ремонт. Дом был построен в 1963 году, сейчас в нем находятся монтажно-тонировочный комплекс, звуковые архивы и студии.

13 миллионов евро остались в подвале

Ремонтом самого десятого павильона руководство киностудии всё-таки решило заняться в этом году. В конце ноября объявили тендер на «реализацию проектов по ремонту помещений сектора звукотехники монтажно-тонировочного комплекса, с целью приведения их в соответствие с проектной документацией».

Согласно документации на двух этажах десятого корпуса разместится студия перезаписи Dolby Atmos, открытие которой было запланировано ещё к началу 2015 года. Тогда же и закупили импортное оборудование итальянской компании Cinemeccanica на 13 миллионов евро. Такая студия постпродакшена могла бы приносить «Ленфильму» дополнительный доход.

Однако семь лет назад оказалось, что для установки техники потребуется укрепление конструкций десятого павильона. Поэтому оборудование разместили в подвале, где оно находится и сейчас — об этом бывший руководитель киностудии Инесса Юрченко рассказала в 2020 году в интервью изданию «Фонтанка».

В пресс-службе отметили, что «запуск новых звуковых студий» планируется в следующем году. Пока из-за отсутствия собственной студии переозвучки «Ленфильм» не только теряет прибыль, но и увеличивает расходы на производство картин — за помощью с постпродакшеном киностудия обращается к «Мосфильму», «Мельнице» и «Невафильму».

Всё ещё в процессе «создания»

Обращаться за помощью в создании фильмов «Ленфильму» приходится не только по вопросам переозвучки. Сейчас кинокомпания арендует реквизит и съемочную технику у «Объединенных Русских Киностудий».

Несмотря на то что ещё в 2021 году Щербаков заявлял о намерении создать на «Ленфильме» полноценный центр реквизита — чтобы сдавать оборудование в аренду другим компаниям, в этом году студия сама обратилась за помощью к сторонней фирме. Например, для съемок сериала под рабочим названием «Арт и факт» взяли в прокат специальный транспорт за 500 тысяч рублей.

Согласно данным с сайта госзакупок, ещё миллион планируют потратить на изготовление реквизита, среди которого «мольберт», «пюпитр», «ноты», «трубка», «посуда на убой».

Арендовать «Ленфильму» приходится и другое оснащение. Например, в июле киностудия потратила около 2,8 миллиона рублей на аренду и обслуживание осветительного оборудования для съемок фильма под рабочим названием «Летом асфальт теплый».

Сможет ли компания всё же создать центр реквизита и затем сдавать купленное в аренду — пока непонятно. Хотя Щербаков заверил, что «открытие нового центра реквизита является приоритетной задачей для киностудии на 2023 год и туда уже перевезли всю коллекцию игрового транспорта», сейчас на сайте киностудии в разделе «Услуги» каталог реквизита абсолютно пустой.

Деньги есть, фильмов нет

Аренда реквизита и техники киностудии требуется для реализации 13 фильмов (как утверждает гендиректор), над которыми сейчас и работает «Ленфильм». В 2022 году пять заявленных киностудией картин получили господдержку. Пока в широкий прокат вышла только одна лента — «Золотые соседи». Работа над большинством из остальных сейчас находится на подготовительном этапе или на стадии разработки сценария. Также в начале ноября киностудия запустила съёмки восьмисерийного сериала о русских витязях в жанре фэнтези.

Помимо съемок сериала о «русских супергероях», в этом году у киностудии состоялись ещё несколько событий около-патриотической направленности. Одно из них — выставка «Пропавшие в кинохронике», посвящённая кинодокументалистам, которые работали в годы Великой Отечественной войны. А в начале декабря прошло награждение победителей фестиваля фильмов «Русское элементарное кино» — в нем приняли участие начинающие режиссеры, снявшие свои работы о жизни людей в разных уголках России.

При этом для подобных мероприятий «Ленфильм» лишь предоставляет площадку. Сама киностудия вроде бы не организует никакой деятельности, направленной на актуальные сегодня государственные веяния. Хотя еще в 2018 году между «Ленфильмом» и Департаментом культуры Министерства обороны было подписано специальное соглашение — предполагалось, что так получится «объединить усилия в сфере создания и популяризации фильмов героико-патриотической направленности».

С момента подписания договора первые фильмы на военную тематику вышли в прокат в 2021 году: «Дягилев» о жизни советского летчика и художественная картина «Учёности плоды», которая рассказывает историю любви в период немецкой оккупации музея-заповедника «Михайловское». Премьера ещё одной ленты состоялась летом этого года — «Блокадный футбол», совместный проект с киностудией «КиноМельница».

Классика советского кино вместо Голливуда

Весной, после ухода с отечественного рынка западных кинопрокатчиков, Фёдор Щербаков в одном из интервью петербургскому изданию заявил, что киностудии будет сложно заполнить кинотеатры отечественными фильмами. Также гендиректор отметил, что «Ленфильм» продолжит работать в штатном режиме. Но уже в середине лета продюсеры и режиссеры рассказали о проблемах с оборудованием. По поручению властей киностудия должна была перейти на съёмки с использованием отечественной техники. Сделать это оказалось невозможно в связи с отсутствием таковой на студии и общим дефицитом в стране.

С одной стороны, несмотря на сложности, киностудии удалось продолжить реализацию больших проектов. По сравнению с 2018-2020 годами, когда в прокат не вышло ни одного фильма, 2022 год стал в какой-то степени плодотворным. Однако с другой стороны, на фоне отдельных достижений общий итог деятельности «Ленфильма» выглядит более чем скромно — если сравнивать его с обещаниями, данными новым директором на старте своего назначения. Это потенциально делает фигуру Федора Щербакова довольно уязвимой: громко ему похвастаться нечем, а занять почетное и хлебное место руководителя «Ленфильма» наверняка есть много желающих.

Вдобавок в настоящее время вместо реальных «грехов» топ-менеджеру вполне могут предъявить и выдуманные. В некоторых ура-патриотических Telegram-каналах по Щербакову уже «проходились»: укоряя его в недостаточной поддержке СВО на Украине. Возможно, это сигнал, что под пафосом патриотической повестки могут быть инициированы и кадровые решения.

Сам же Щербаков утверждает, что за текущий год «Ленфильм» более чем выполнил план:

„— Мы добились всех поставленных на этот год задач с точки зрения перевооружения, ремонтов и проектирования. Мы активно снимаем кино… развиваемся как общественное пространство — на «Ленфильме» проходят отличные выставки, — отметил гендиректор.

Вопросы и задачи действительно решаются — во многом благодаря финансовой поддержке Министерства культуры. Пока в качестве импортозамещения «Ленфильм» показывает не новые картины, а советские и фестивальные фильмы.