К началу советско-финляндской или «зимней» войны 1939-40 годов материальная часть финских ВВС в основной своей массе представляла собой либо откровенно устаревшие, либо более-менее современные, но не блиставшие высокими лётными данными самолеты. Единственным исключением стал двухмоторный бомбардировщик «Бленхейм» , который благодаря высокой по меркам той войны скорости мог даже в одиночку действовать днем в глубоком советском тылу, ведя разведку и нанося удары по выявленным целям. В каком-то смысле действия этих машин предвосхитили тактику знаменитых британских скоростных разведчиков и бомбардировщиков «Москито». О боевом применении финских «Бленхеймов» в «зимней войне», их успехах и неудачах и пойдет речь в представленной на суд наших читателей работе.
Глава первая. На пороге "зимней войны"
В 1932 году Совет Обороны Финляндии под руководством К.Г. Маннергейма одобрил разработанный Генеральным штабом Вооруженных сил Финляндии амбициозный план развития военно-воздушных сил, предусматривающий развертывание к 1938 году 17 боевых эскадрилий. План был новаторским во всех смыслах этого слова, не только потому, что требовал резкого увеличения количества и качества боевых самолетов, но и радикально «перенастраивал» ранее заточенные под авиацию морского базирования финские ВВС на сухопутную основу. Согласно плану, в новых ВВС 182 из 221 самолета должны были быть наземного базирования.
Еще одним заметным нововведением была задача сформировать в составе ВВС сразу шесть эскадрилий дальнего действия, которые должны были совмещать функции бомбардировочных и дальнеразведывательных. Однако против уже одобренного плана неожиданно выступил новый командующий ВВС полковник Ярл Лундквист, бывший командир артиллерийского полка, назначенный на новую должность 8 сентября 1932 года. Лундквист небезосновательно полагал, что бюджет армии не потянет такую программу и предложил разделить её на два этапа – к 1938 году сформировать 12 эскадрилий, а остальные – позже. В конце концов, скрепя сердце члены Совета Обороны были вынуждены признать правоту Лундквиста, и в январе 1934 была принята новая, урезанная программа, предусматривающая развёртывание к 1938 году 12 эскадрилий, в том числе трех дальнего действия в составе девяти самолетов каждая.
Эскадрильи дальнего действия для финских ВВС были новинкой во всех смыслах этого слова. Ничего подобного ранее в их составе просто не было, если, конечно, не считать за таковые морские разведывательные эскадрильи. Для решения возлагаемых на данные эскадрильи задач требовалась машина, способная благодаря своим высоким летных характеристикам самостоятельно преодолевать ПВО потенциального противника, в качестве которого финские военные видели исключительно Советский Союз. Министерство обороны начало активно мониторить рынок на предмет поиска подходящего самолета и, наконец, в 1934 году прибывшая в Англию делегация финских военных обратила свое внимание на перспективную разработку компании «Бристоль эркрафт» - бомбардировщик «тип 143», являвшегося военной версией перспективного скоростного почтового самолета «тип 142». Однако пока шли работы над «143-м», по заказу британских военных «Бристоль Эркрафт» начала переделку в бомбардировщик «типа 142», сосредоточив именно на этом проекте свое основное внимание. Летные характеристики «типа 142М» произвели на командующего финскими ВВС столь глубокое впечатление, что тот немедленно забыл про «143-го» и уже в 1935 году принялся продавливать закупку именно этой машины для вооружения эскадрилий дальнего действия. Её высокие летные данные без проблем позволяли решать все задачи, которые ставили перед этими эскадрильями. Однако тут на его пути встал извечный вопрос о деньгах: новый самолет стоил весьма дорого, и это прямо противоречило до сих пор исповедовавшемуся при оснащении финских ВВС принципу «дешево и сердито».
Программа закупок и лицензионного производства «типа 142М», в серии получившего название «Бленхейм», «сожрала» значительную часть средств, выделенных на переоснащение ВВС, и отношение к ней было весьма неоднозначным. Это решение и тогда, и даже сейчас подвергается резкой критике. Как правило, в вину Лундквисту вменяется то, что программа закупки британских бомбардировщиков не позволила оснастить современной матчастью истребительные эскадрильи, в результате чего финские ВВС не смогли оказать более существенное сопротивление советской авиации зимой 1939/40 годов. Так, председатель Совета Обороны полагал, что было бы разумнее потратить средства на закупку современных истребителей, даже президент Финляндии П. Свинхувуд сомневался в том, что командующий ВВС разумно расходует предоставленные ему финансы.
Однако сам Лундквист, похоже, никаких сомнений в правильности своего выбора не испытывал...