Существует несколько гипотез происхождения казаков;
1) славянская, бежавшие на Дон и Кавказ крепостные крестьяне и новгородские ушкуйники.
2) севрюки - потомки гуннов (Соловьев С.Ю, гунны народ пришедший с Ямала. Атилла, каган гуннов из рода Вельсунгов).
3) тюрско-славянская гипотеза Гумилева.
4) тюркская (татарская) гипотеза (княжество Мансура).
Есть и другие версии, менее известные, например, казачья.
Славянская версия происхождения казачества от крепостных крепостных у меня вызывает сомнение. Не могли крепостные крестьяне, бежавшие от гнёта помещиков, с лёгкостью побеждать воинственных кочевников, которые постоянно совершали набеги на территорию России и Речи Посполитой за живым товаром и уводили в полон тысячами русских людей. Почему крестьяне не могли дать им отпор? Почему они попадали в плен? Не может не обученный человек победить воина, воспитанного с детства воинскому мастерству.
А вот теорию происхождения казачества о севрюков рассмотрим. "Севрюки (сиврюки, реже севруки) — потомки северян (восточные славяне, входившие в древнерусское государство). В Русском государстве с конца XVI века считались служилым сословием из Северской земли. Проживали в бассейнах рек Десна, Сейм, Сула, Оскол, Северского Донца. Это территория современных Курской, Белгородской, Брянской областей России, Гомельской области Белоруссии. Харьковской, Полтавской и Черниговской области Украины. Упоминаются в письменных источниках в XIV-XVII веков." К Северщине в разное время (географически и этнически) относились города Чернигов, Новгород-Северский, Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Курск, Гомель. В различное время территории, населяемые севрюками, входили в состав Черниговского, Новгород-Северского и Курского княжества.
Е. Савельев писал: "При Василии III в 1515 году Азовские и Белгородские(Днестровские) казаки, прежние "беловежцы", в первой половине XVI века после долгих скитаний переселились (по приглашению Василия III) в Северские земли, где стали известны под именем путивльских или белгородских "станичников" и под общим названием северских казаков или севрюков." Их пригласил государь для охраны и обороны Северской земли, которая в результате Русско-Литовской войны 1500-1503 годов отошла к Русскому государству. Судя по тому, что население не противилось появлению этих казаков (ордынских) и казаки мечетей не строили, они были славяне и христиане.
Произошла ассимиляция азовских и белгородских казаков с севрюками, а часть атрибутов казачьей жизни была принята севрюками.
Некоторые историки считают, что у севрюков существовал территориально -общинный строй, как у хоперских казаков, что в принципе подтверждает гипотезу Е. Савельева. Князей и дворянского сословия среди казаков не было, и крепостных на тот момент не имелось. Численность севрюков была больше, чем пришедших казаков (Азовских и Белгородских) но благодаря казачьему элементу их считали казаками, Есть косвенное подтверждение этого. "В период Смоленской войны 1632–34 годов в исторических документах упоминаются ещё воевавшие в составе московского войска «даточные казаки Комарицкой волости», «казаки Северской походной рати» и «охочие люди Комарицкой волости», среди которых выделяются сотник Гришка Дядин и есаул Найденка Харламов". Должность есаул была только у казаков и служилых татар. Но имена у перечисленных воинов славянские.
Запорожские казаки также считали севрюков казаками, из севрюков были сформированы Черниговский и Стародубский казачьи полки. А также сотня Недригайловская Харьковского слободского казачьего полка и сотня Деркачевская Сумского слободского казачьего полка.
Из севрюков Московское государство набирало городовых и станичных казаков. Они несли службу на западных и юго-западных границах Русского государства.
Занимались севрюки, как и все казаки тех времен, и грабежами: татарских, ногайских купцов, караваны которых шли на Москву или в Европу (видимо, и московских грабили).
В 1549 году ногайский мурза (князь) Юсуф жаловался Ивану Грозному: "Наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки, которые на Дону стоят, их побили",
Севрюки поддержали Лжедмитрия I в 1605 -1606 годах.
Приняли участие в бунте Болотникова в 1606-1607 годах, и благодаря их поддержке Лжедмитрий II победил под Путивлем. За участие в поддержке "лжедмириев" севрюки подверглись разгрому после окончания Смуты. Часть из них ушла на Дон к донским казакам, часть к запорожским казакам, часть казаков стали городовыми и служилыми станичными казаками, а часть осталась и стала однодворцами или государственными крестьянами. В XVIII веке о севрюках пропали какие-либо упоминания в документах.
Ордынские казаки.
Ордынские казаки в нашей исторической литературе не отмечены или о них пишут очень редко. Сейчас тема казачества стала интересна и о ней стали много писать, но об ордынских казаках вспоминать не хотят. Наверное некоторым неудобно и стыдно писать об этом феномене. Я постараюсь коротко рассказать; откуда и приблизительно когда появились ордынские казаки и кто их потомки. Мой рассказ основывается на предположениях историков Губарева, Гордеева, Савельева и других, которых волновали и волнуют вопросы истории казачества.
После разгрома русских княжеств в результате нашествия монголо-татар, русские княжества вошли в состав Орды (1237-1480 годы). Русские князья реальной власти не имели, они ездили в Орду для подтверждения своего статуса за ярлыком на княжение. Монголы обложили налогами каждую семью в русских княжествах. Они проводили подворную перепись населения для более точного определения количества населения и требовали десятую часть всего. Для сбора и контроля за сбором налогов были назначены баскаки. Баскаков охраняли вооруженные отряды монгольских завоевателей. Налоги были разные, но самый страшный налог был"кровью". То есть каждого десятого мужчину или женщину забирали в Орду для выполнения работ по обслуживанию жизнедеятельности этого кочевого государства.
В Орде сортировали людей в зависимости от их физического состояния. Мужчин молодых и крепких здоровьем забирали в состав войска монголов. Там их обучали, составляли из них сотни, тысячи и тумены монгольской армии. Первоначально все командные должности, начиная от десятника принадлежали опытным воинам монгольской армии. Впоследствии младший командный состав до сотника включительно назначались из среды самих русских, которые показали себя в боях. Тысячники и начальники туменов (10000 всадников) были только монголы. Русские "данники кровью" служили в основном только в легкой кавалерии (в легкой кавалерии служили, как правило, покоренные монголами народы, они использовали легкую кавалерию, не жалея ее людей, и всегда впереди тяжелой кавалерии), но небольшую их часть использовали в расчетах метательных установок. Их селили на границах улусов и в мирное время они, как и все кочевники занимались скотоводством, охотой и рыбалкой. Заниматься земледелием ордынским казакам было запрещено. Монголы были кочевники и считали, что народы, занимающиеся земледелием, не могут быть хорошими воинами (кстати, донским казакам до XVIII века было запрещено заниматься земледелием, под страхом смертной казни). Первое время монголы отличались веротерпимостью и не требовали отречения от своей веры. В Орде строились церкви, была своя епархия. И выходцы из Руси не меняли своего христианского вероисповедания.
Ордынские казаки расселялись на границах Орды или улусов: на Днепре, Дону, Яике, Хопре и Тереке. Они привлекались монголами в их походах в Европу, Среднюю Азию, Индию, на Кавказ и в Китай. Во второй половине XIII века Хубилай-хан, один из Чингизидов, наследник великого Чингисхана, основал в Китае Монгольскую династию. В его столице Пекине был расположен тумен из русских, составивших его гвардию.
В XV веке Ордынские казаки были самой многочисленной частью войска в Орде. В ходе борьбы за власть в Монгольской империи начался ее развал, а в условиях принятия кочевниками мусульманской религии и ухода татарских ханов под власть турок, начались притеснения ордынских казаков из христиан, в основном это были русские. И Ордынские казаки-христиане стали отходить от кочевников и откочевали, кто на границы Московского княжества, кто на границы княжества Литовского. Жившие на Дону и Хопре казаки, и казаки, кочевавшие на восточном побережье Азовского моря, ушли на границы Московского государства и в последующем стали Донскими казаками. Перекопские и Белгородские ушли на границы Великого княжества Литовского и в последующем стали называться Днепровскими.
Запорожские казаки и казаки Дона, Терека и Урала - это бывшие ордынские казаки. Из бывших Ордынских казаков были набраны и служилые городовые и станичные казаки. Живя среди татар и монголов, сохранили свои внешние и духовные черты. В основном они вернулись назад со славянской речью, на которой отложилось влияние татарских диалектов. Запорожскими(малороссийскими), Донскими, Гребенскими, Терскими и Яицкими, прожив около 250 лет в составе монгольских улусов.
Мещерские казаки.
В российской истории очень много темных пятен. Особенно в истории до 1917 года. В основном история представлялась с точки зрения марксистко-ленинского учения о классовой борьбе. В результате вся наша история до революции представлялась очень невзрачной и только в темных тонах. Многие народы просто забыты, другие представлены с негативной точки зрения, порой очень незаслуженно. О некоторых сословиях России писали и пишут только негатив, как будто это не они сделали Россию такой огромной и великой.
"Мещера древнее племя, жившее в 1-м тыс. н. э. по среднему течению Оки. Говорило на языке финно-угорской группы. По археол. данным, с М. связаны могильники и городища 2-12 вв., расположенные по среднему течению Оки. Культура М. была близка к древнемордовской. Мещера упоминается в Толковой Палее - памятнике древнерус. лит-ры 13 в. и в рус. летописях (в частности, в связи с походом Ивана IV на Казань). Большая часть М. к 16 в. обрусела, др. часть в период существования Казанского ханства (15-16 вв.) слилась с татарами." (Большая Советская энциклопедия.)
Этот удивительный народ проживавший в области Мещера (юго-восток Московской, почти вся Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области), внес свою лепту в историю нашей России.
Мещерские населенные пункты были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества. Находились в Коломенском уезде, в Кадомском и Шацком уездах. В XI-XVI веках центр Большой Мещеры, как указывал В.Н. Татищев, находился в верховьях реки Цны и левобережье реки Хопер. Археологи, историки, исследуя этот край пришли к выводу, что в XIII-XVI веках здесь сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев.
Мирно сосуществовали и религии: православие, ислам и тенгрианство. Проживавшие здесь люди занимались охотой, рыбалкой, скотоводством и "казакованием"(то есть совершали набеги на соседей, купцов и совершали походы за добычей). Навыки скотоводов и участие в добывании добычи сделали из них хороших воинов. После распада Золотой Орды вся эта территория была включена в состав русских княжеств. Территория стала окраиной Московского княжества. На эту территорию стали прибывать татарские мурзы со своими людьми, пожелавшие служить Московскому князю.
К середине XV века Великие князья стали привлекать к охране своих границ, в связи с острой нехваткой войск, и Мещерских казаков.
Мещеряков привлекали к городовой и сторожевой службе. Как казаки (военное сословие), мещеряки впервые упоминаются в 1491 году. В 1493 году они участвуют в походе на Азов. Никоновская летопись под 1551 годом сообщает об участии полковых казаков из Мещеры в походе на Казань. В самом начале Ливонской войны(1558 -1583 года), участвовали конные казаки мещёрские в приборе своего казацкого головы Ивана Безкудникова. Из числа мещеряков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию и Сибирь.
Мещёрские казаки, приписанные к пограничным московским городкам и служившие московским государям, в поведении и обычаях были очень похожи на русских. Мещёрские"дети боярские"служили атаманами и сотниками у казаков. Об этом сообщает "Мещёрская десятня 1556 года: «Мещеряне ныне они в приказчиках у Мордвы, и у засек, и у казаков в атаманах и в сотниках у казаков. Атаманы казачьи: Здешний Игнатьев сын Жуков, Булатко Дмитриев сын Месоедов; сотцкий казачий на Шаче Гриша Морозов сын Борисов»".
Во времена Ивана Грозного мещерские казаки, особенно после покорения Казани, широко используются в охране дальних рубежей, а также для завоевания и присоединения новых земель, в частности для завоевания и освоения Сибири. Служилыми татарами и казаками в Мещёрском крае распоряжался особый Мещёрский приказ в Москве. Совместно с другими казаками, мещерские казаки во главе с атаманом Матвеем Мещеряком были и в составе отряда Ермака. Андрей Дубенской, был предводителем мещерских казаков. В 1628 году он был послан в Сибирь, где основал в урочище Красный Яр крепость, будущий город Красноярск. Своим участием в освоении Сибири, мещерские казаки внесли большой вклад в расширение территории России и получении природных богатств, которые мы используем в настоящее время.
В Смутное время мещерские казаки поддержали самозванцев. Это их участие на стороне самозванцев имело для них негативные последствия. Их стали выселять из мест проживания. Отправляли на окраины государства.
Мещерские казаки составляли значительную часть служилых людей на Засечных линиях Московского государства в XVI-XVII веках. Они были в составе городовых и станичных казаков. Участвовали в отражении набегов татар и нагайцев. По мере выдвижения границ России на юго-восток расселялись и мещеряки, перейдя Волгу и дойдя до Урала. На Урале, в Башкирии, мещеряки-мусульмане в XVIII веке большими массами поселились среди башкир. Были они и в составе Касимовского ханства. Впоследствии они входили в организованное Башкиро-Мещерякское войско. Часть мещерских казаков-христиан ушли к Донским казакам (род Иловайских является представителем этих казаков). Часть ассимилировалась с русскими. Со временем в исторических источниках исчезли упоминания о мещерских казаках.
Хоперские казаки.
В наше время мало кто знает, что в бассейне реки Хопер, расположенном на территории современных Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Волгоградской и Воронежской областей, жили хоперские казаки. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным, с давних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще во времена до нашествия монголов. История возникновения хоперских казаков в этих местах достоверно неизвестна, так как никаких письменных источников о тех временах не сохранилось. Но известно, что в средние века основу населения бассейна реки Хопер составляли бродники. Это тюрко-славянское население, размещавшееся на побережьях Днестра, нижнего Дона и побережья Азовского моря.
Бродники неоднократно упоминаются в отечественных летописях, часто принимая участие в междоусобных войнах русских князей. Воевали они и на стороне монголов. Считается, что именно они и были предшественниками хоперских казаков. В персидском трактате X века бродников называют брадасами, отмечается, что по соседству с ними жили мещеряки (татары) и зихи (адыги).
Первые письменные источники о хоперских казаках относятся ко временам татаро-монгольского нашествия на Русь. Именно тогда в актах Московского княжества встречается информация о Подонской и Сарской епархиях, размещавшихся в границах Червленого Яра. Так называлась историческая область в междуречье Хопра и Дона. В Новгородской летописи XIV века упоминается город Урюпеск как один из центров хоперских казаков. Ныне это предположительно город Урюпинск, расположенный в Волгоградской области. В то время это была одна из пограничных крепостей Рязанского княжества. Видимо, хоперские казаки, в то время были вассалами рязанских князей. Предположительно, в те времена, Червленый Яр не являлся суверенным казачьим государством, при этом в нем присутствовала система караулов и станиц, собственная система управления, название и военная организация. Что дает возможность некоторым историкам назвать административное устройство казаков войском.
После свержения татаро-монгольского ига, Москва значительно укрепилась за счет Рязани, а на Хопре усилилось влияние Московских князей. В XVII веке казаки-хоперцы присоединились к Донскому казачьему войску, но когда это произошло - точной даты нет в письменных источниках. К тому времени относится появление знаменитого атамана Григория Черного, который был союзником Ивана Заруцкого. Предположительно, именно Черный основал хоперскую станицу Большой Карай.
В 1650 году хоперские казаки предприняли попытку отделиться от Донского Войска, основав собственное войско. Но вскоре все станицы и хутора Хоперских казаков были разрушены низовыми донскими казаками и донские казаки не допустили отделения хоперцев. К середине столетия у хоперских казаков были отстроены укрепленные городки Пристанский, Григорьевский и Беляевский. Пристанский город имел собственную верфь, к тому же он был важным торговым пунктом на Ордобазарной дороге, которая связывала Астрахань и Москву. Город находился на берегу реки Хопер, на месте исторического центра современного Новохоперска.
В ходе восстания Степана Разина жители как раз Пристанского города и поддержали Разина. В 1669 году Разин лично приехал к казакам, рассматривая эту местность как вероятный плацдарм для пополнения восставших и освобождения земель Волжского войска, захваченных еще войсками Ивана Грозного. В 1670 году со своим отрядом в 200 человек, в Пристанском находился атаман Никифор Черток, который был дядей Разина. Осенью он направился к городу Козлову (Мичуринск), где его отряд за счет местных крестьян и хоперцев увеличился до 4 000 человек. Этот отряд сумел нанести значительный урон войскам воевод Хрущева и Бутурлина, но впоследствии был разгромлен преданными царю войсками, и в этот раз хоперцы подверглись репрессиям. Но большинство казаков были прощены.
В 1675 году получил известность старообрядческий центр в Бузулуке, где стали вести богослужение по дониконовским книгам и выступали против никоновской реформы. Среди хоперцев было много старообрядцев, и они поддерживали все начинания своих церковных людей. Несмотря на давление властей, старообрядцы не отступили от своей веры.
В 1695 году казаки Хоперского округа приняли участие в осаде Азова под командованием генерала Патрика Гордона, соратника Петра I. К тому времени этот старинный город уже долго находился в руках турок. Но осада Азова закончилась полной неудачей. На следующий год хоперцы вместе с донцами, под предводительством воеводы Шеина, нанесли внезапный удар по крепости. Им удалось не только завладеть двумя бастионами со всеми пушками, но и удержать за собой эти объекты. В результате боев к июлю 1696 года Азов был окончательно взят.
Хоперцы много уделяли внимания строительству мелких судов. В 1698 году на верфях Пристанского городка началось строительство кораблей местными мастерами. Уже на следующий год были спущены на воду три боевых небольших корабля.
В связи с тем, что среди хоперских казаков преобладали староверы, в 1707 году они активно поддержали восстание Кондратия Булавина, который пообещал им стоять за старую веру, решившись на этот раз выступить против Петра I всем составом. К тому моменту по Хопру были построены 27 городков, еще 16 - по Бузулуку. Петр I приказал жестко подавить восстания, а затем выжечь все казацкие городки на Хопре, в том числе и самый крупный и известный на то время - Пристанский. Операцию провели карательные отряды под командованием князя Долгорукого. На Бузулуке воевода Апраксин по приказу государя разорил и сжег все казачьи городки. Провел массовые экзекуции. Впоследствии на этой же земле по приказу Петра I начинают обустраивать укрепленные пункты. К тому времени у Донского войска эти земли были окончательно отобраны.
В 1709 году был основан город Борисоглебск, в месте впадения реки Великая Ворона в Хопер. В этом же году на месте разоренного Пристанского городка основывают Новую Хоперскую земляную крепость. Там же появляется новая верфь, на которой строят суда для первой Азовской флотилии. Интересный момент, чертеж, согласно которому была основана крепость, составил сам Петр I. В результате 1710 год считается официальной датой основания Новохоперска.
С 1717 года начали формировать Новохоперский гарнизон. Обученных военному делу людей не хватало. И Петр I принимает решение; простить оставшихся хоперских казаков. И набрать их на службу вновь. Была набрана конная казачья команда. Но состав ее был невелик. Всего 219 казаков. Из них 125 казаков были набраны из черкасс(малороссийских казаков) и 94 человека из возвратившихся с войны со шведами. Поселили их при Новохопёрской крепости в 4-х слободах; Градская, Алферовка, Красная и Пыховка. В 1731 году был утверждён новый штат команды. По штату в команде полагалось; ротмистра - 2, хорунжих - 2, писаря - 2, казаков - 216. В 1772 году казаки принимают решение отправить делегацию в Петербург с прошением к царю, для восстановления их на службу. Кроме того, они подали жалобу на притеснения коменданта крепости в Новохоперске Подлецкого, который бесплатно отправлял их на частные работы.
На следующий год в Новохоперск был направлен секунд-майор Головачев, чтобы расследовать поступившие просьбы и жалобы. По результату его проверки Подлецкому пришлось устранить все нарушения. Все казаки были зачислены в конную команду. Секунд-майором Головачевым была проведена перепись казачьих поселений и отправлены документы в Сенат. Время было тревожное, и Сенату было не до хоперских казаков. Но хоперцы в 1774 году, не поддержали Пугачева и вместе с донскими казаками принимали участие в подавлении Пугачевского бунта.
В июле 1774 году будущий князь, Григорий Потемкин (он питал слабость к казакам), который занимал пост президента Военной коллегии, стал Астраханским, Новороссийским и Азовским генерал-губернатором. Он изучил доклад, составленный Головачевым, и решает создать Хоперский
пятисотенный казачий полк численностью в 600 человек. Всем казакам назначается соответствующее жалование.
Хоперские казаки заметно отличались от остальных своим внешним видом. Каждый казак был обязан иметь при себе лошадь, единое обмундирование, которое приобреталось за собственный счет. Но снабжение полка вооружением и боевыми запасами осуществлялось за счет казны. В 1775 году была проведена перепись хоперских казаков. Всего по переписи имелось в наличии 1540 казаков различных возрастов. В этом же году в казачье сословие были зачислены 295 крещеных персов и калмыков. В 1775 году каждому казаку в полку было пожаловано 15 десятин земли (как плата за службу). Также были переданы во владения земли, которыми они обладали ранее, в счет хлебного и денежного содержания. Был образован полк в составе 5 сотен. Командиром полка был утверждён полковник К. Устинов.
В 1777 году казаков Хоперского полка включают в состав только что учрежденного Астраханского войска. Хоперские казаки начинают нести службу на Кавказе. Военной коллегией было принято решение хоперцев переселить на Кавказ. Переселение было не добровольным, и начались волнения и побеги на Волгу. В 1786 году полк включают в Кавказскую линию, полк принимает участие в сражениях против Кабарды. К тому времени на Кавказе хоперцы основывают сразу четыре казачьих станицы: Ставропольскую, Северную, Донскую и Московскую. В 1792 году Екатерина II решает переселить на Кавказ еще и донцев, среди которых оказываются и "нижние хоперцы".
Первоначально хоперцев поселили в уездном городе Ставрополе, а часть в Донской крепости. Среди казаков начинаются волнения против насильственного переселения на Кубань. Все это перерастает в крупное восстание 1792-1794 годов. В историю оно входит под названием "Есауловское". Во главе восставших стал есаул из Нижне-Чирской станицы Иван Рубцов. На подавление несогласных был отправлен отряд генерала Алексея Щербатова, который подавил сопротивление казаков. Рубцова отправили в Сибирь на каторгу. На Нерченские рудники были отправлены 146 активных участников восстания (часть из них впоследствии были зачислены в Сибирские казаки). Остальные были прощены.
В 1845 году Хоперский полк был разделен на первый и второй полки, которые стали относиться к Кавказскому линейному казачьему войску. Отличительные знаки нагрудные и нарукавные знаки хоперских казачьих полков выделяли их среди всех остальных.
Память о том, что их предки были с Хопра они сохранили и по настоящее время.
В связи с негативным мнением большевиков к казачеству и истории России до 1917 года, многие архивы были просто уничтожены и сведений о казачестве осталось очень мало. Особенно о тех казачьих войсках и формированиях, которые не существовали до 1917 года. Ученые во времена СССР старались обходить эту тему или писать о казаках в темных тонах. Поэтому во всех современных исторических изысканиях по истории казачьих объединений, которые по разным причинам исчезли из исторических описаний, пишут "предположительно", "вероятно", "можно сделать вывод"... Спасибо ученым и за это.
Уважаемые читатели. Если вас интересует история казачьих войск (их было около 50-ти за всю историю России) и иррегулярных формирований из народов, населявших Россию, подпишитесь на канал и вы сможете найти на канале статьи, например: об Екатеринославском казачьем войске, Азовском казачьем войске, Исетском казачьем войске, Астраханском казачьем войске и других казачьих войсках. Узнаете об истории Крымско-татарского войска, Уфимского нерегулярного войска, Оренбургского нерегулярного корпуса и других иррегулярных формирований России. Узнаете, где готовили офицеров для этих войск и другие интересные факты из военной истории России.
P. S. Уважаемые читатели. Если Вам понравился мой рассказ, то будьте так добры, поставьте лайк за оценку моего труда. Подпишитесь на канал и пригласите друзей.