Об этой скульптуре было известно из трудов Плиния Старшего. В энциклопедическом труде «Естественная история» он рассуждал о славе авторов, которые сообща работали над одной скульптурой. И в качестве примера вспомнил о скульптуре Лаокоона, которая стояла во Дворце императора Тита. Плиний считал ее великолепной.
Плиний Старший:
Он вылеплен из единого блока, как главная фигура, так и дети, и змеи с их чудесными складками. Эта группа была создана совместно тремя выдающимися артистами: Агесандром, Полидором и Афенодором, уроженцами Родоса
Скульптура изображала момент, который описан у Вергилия. Это легенда о том, как житель Трои заподозрил в троянском коне подвох и намеревался предупредить жителей об опасности. Однако бог Посейдон, сочувствующий грекам, наслал на него ядовитых змей.
Безусловно, описание Плиния создавало интригу, многим хотелось посмотреть на эту великолепную скульптуру. И вот в 1506 году житель Рима находит в своем винограднике мраморные фигуры, в которых сразу же угадывается описанный Плинием Лаокоон. Скульптура, действительно, была потрясающей, производила невероятно впечатление на всех, кто ее видел. Выполнена была очень искусно. В итоге Папа Юлий II выкупил ее за очень хорошее вознаграждение. Но вот незадача, часть фрагментов утеряна. К примеру, отсутствовала рука у фигуры Лаокоона.
Чтобы восстановить скульптуру, ватиканский архитектор Донато Браманте объявил конкурс проектов. Так, Микеланджело предположил, что рука Лаокоона должна быть согнута и касаться головы. Рафаэль же считал, что рука должна быть вытянутой, словно бы главный герой пытается оторвать змею от своего тела. В итоге был принят за верный проект Якопо Сансовино, которые вслед за Рафаэлем рисовал вытянутую руку. Джованни Монторсори изготовил вытянутую руку и закрепил ее на скульптуре. Было немало трудов посвящено тому, что именно вытянутая рука создает идеальную гармонию и пропорции всей скульптурной группе.
А в 1906 году неподалёку от первоначального места находки был обнаружен потерянный фрагмент. И это была согнутая рука! Совсем как та, что представлял Микеланджело.
Правда, прошло еще примерно полвека, когда потерянный фрагмент совместили и убедились, что это действительно часть скульптуры, все отверстия для соединения фрагмента идеально совпали. Жаль только, что Микеланджело так и не узнал, что был прав в своих представлениях об идеальной скульптуре.
Благодарю за лайк! Подписывайтесь на канал.