Найти тему
Natali_Sim

ВАЛЕРИЙ ПОПОВ_В ЖИЗНИ ОЧЕНЬ ЧАСТО ТАК СЛУЧАЕТСЯ…

//Любовь, любовь - гласит преданье - / Союз души с душой родной - /
Их съединенье, сочетанье, /И роковое их слиянье ,/И поединок роковой (Тютчев)

//Я хотел вернуться, но возвращаться не положено почему-то - В.П.)//

//ОШИБКА, КОТОРАЯ НАС ПОГУБИТ, НОРМАЛЬНЫЙ ХОД, ВХОД СВОБОДНЫЙ, ВСЕ МЫ НЕ КРАСАВЦЫ, А ЧТО ТАКОГО?, ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ, НАКОНЕЦ-ТО, (рассказы Валерия Попова)//

Одного известного литератора, ещё в его бытность на Эхе, спросили, какой, по его мнению, самый лучший рассказ о любви. Он назвал два рассказа Валерия Попова «Ювобль» и «Две поездки в Москву». Казалось бы, о любви столько читано-перечитано. А мы продолжаем спрашивать, что ещё почитать о ней. И зачем, если всё известно? Да потому, что на самом деле ничего неизвестно, ничего мы не знаем. Это тайна. И сколько человек живёт, он будет пытаться её разгадать, понять и никогда не разгадает. Я тоже люблю этот рассказ «ДПВМ». О нём писала совсем недавно. Назвала его виртуозным. А сейчас назову просто рассказом о любви. Этот рассказ и повесть Тургенева «Первая любовь» для меня лучшие на эту тему. А если идти по нарастанию жанра (рассказ-повесть-роман), то назову и самый любимый роман о любви. Голсуорси «Сага о Форсайтах». У каждого есть что-то своё, излюбленное. Рассказ «Ювобль» мне показался странным. В нем заложена совершенно чёткая мысль: любовь – это болезненное состояние. Поэтому так перепутаны буквы в написании слова «любовь». Мне не по себе от этого рассказа. Он написан мастерски, и любовь в нём показана как болезнь. И какая-то правда в этом есть. Ведь влюбленные действительно отрешены, отключены от окружающего мира. Реальность они не воспринимают. У них своё видение всего. У них свой мир. И они судят обо всём и видят всё только с колокольни любви. И это так. И Валерий Попов выразил состояние любви художественно, символически, обреченно.

Валерий Попов… Ему уже исполнилось 80 – в 1939 он родился. Ироничность, юмор, сарказм и, конечно, интеллект – это Валерий Попов.. Большой писатель, не простой. И он был весёлый, остроумный, радостный – весь из парадоксов и неожиданностей. Всегда ждала встречи с ним. А потом он изменился. Я сначала разделила его на двух Поповых. Первый ВП (ранний) всеми своими произведениями хотел передать читателю мысль, что жизнь удалась. Так называется рассказ. У меня его сборник под этим названием. Что в них было главное? Что бы ни случилось, какие бы проблемы на нас ни обрушивались, надо жить с верой, что удача есть и будет. И, конечно, ироничность и юмор – это главное в отношении ко всем проблемам. Я перечитываю этот сборник, в него входит мой любимый рассказ «ДПВМ».

Теперь о страшном, кратко. Трагически погибла дочь ВП, молодая женщина. Любая смерть – трагедия. Дочь погибла от известной и, к сожалению, распространенной бытовой болезни. Это не инфекция, не заражение, не вирус. А может, как раз и вирус, хитрый и злобный, который вселяется в организм человека как добрый, хороший друг, сулящий утешение от всяческих невзгод и много радостей. А под весёлой маской скрывается убийца. Трагедия с отцом Валерия (повесть «Комар живёт, пока поёт»), трагедия с женой (повесть "Третье дыхание") – всё связано. ВП - писатель, он не сдается и пишет повесть «Плясать до смерти», где откровенно и подробно описывает все симптомы трагедии. Я её не стала читать. Повесть приняли не однозначно. Скорее плохо. Конечно, читать её тяжело, и не все могут с этим справиться. Писателя упрекали в излишнем копании в тяжелых подробностях, в смаковании всех этих страшных обстоятельств. Я не согласна с этим. Писатель – сам свой высший суд. Он вправе писать обо всём, что затрагивает его душу. А уж дело читателя - читать или не читать. Я написала про двух Поповых – один был веселый и радостный в начале, а сейчас - удары один за другим.. Нет, он не разбит. На протяжении своей жизни он менялся и меняется, экспериментировал, пробовал и удивлял. «Если не сделать сразу – то не сделаешь уже никогда» - мне кажется, эта мысль продолжала звучать в его рассказах. Хотя всё больше самобичевания и раскаяния. Жизнь много дарит, но потом может шарахнуть так сокрушительно, что не все выдерживают.

И напоследок. Хотя, может, и не надо. И у Попова, и у других выдающихся писателей любовь не имеет никакого отношения к деторождению. Об этом я тоже писала в своем комменте к эссе Татьяны Толстой о «Даме с собачкой». Её эссе классное!